В последнее время в Ульяновске на улицах появляется всё больше электровелосипедов. Что это за диковинка такая и надо ли крутить педали, выяснил корреспондент «Молодёжки».
Всё делает за вас!
Если коротко, у каждого такого велосипеда есть электродвигатель, который получает энергию от аккумулятора и приводит в движение колесо. Аккумулятор крепится на багажнике, на раме или встраивается внутрь рамы — в зависимости от модели велосипеда. Есть модели с передним и задним приводом, они работают на основе мотор-колеса со встроенным двигателем. Другой вариант — каретный привод, который задействует оба колеса и располагается в районе педалей.
Ещё у всех электровелосипедов есть контроллер: он управляет электроникой и передаёт ток между комплектующими. Другая важная часть — бортовой компьютер. На его экране можно следить за зарядом аккумулятора, режимом энергопотребления и скоростью.
Электровелосипеды с дроссельным режимом могут ехать без всякого участия человека, как, например, мопеды. Водитель не крутит педали и просто наслаждается дорогой.
Другой вариант — модели с ассистированием вращения. Они не всё делают за вас, а только помогают крутить педали: мотор подключается при старте, ускорении и на сложных участках, а вы контролируете его мощность. В таких моделях нужно крутить педали, но с гораздо меньшими усилиями, чем на механических велосипедах. Так вы можете преодолевать действительно большие расстояния, заезжать на крутые горки и не уставать даже без спортивной подготовки. Ассистирование экономит заряд батареи и не лишает удовольствия и пользы от велопрогулки.
Дорогое удовольствие
Сколько можно проехать на одном заряде аккумулятора?
Это зависит от его мощности. Чтобы спланировать поездку, придётся сесть и посчитать — нужно разделить мощность аккумулятора (указана в ватт-часах в техпаспорте велосипеда) на 12,5. Получившееся число — расстояние, которое велосипед проедет без подзарядки. Но имейте в виду, что эта формула подходит только для дроссельных электробайков, которые едут без участия человека. Если же двигатель работает в режиме ассистирования вращению, одного заряда хватит и на несколько длительных прогулок подряд.
Что делать, если велосипед разрядится в процессе?
Продолжать ехать! Ведь после разрядки батареи электровелосипед не превращается в тыкву. Вы можете продолжить поездку, крутя педали, как на обычном велосипеде. А модели с функцией рекуперации (обмена энергии) смогут даже немного подзарядиться от ваших усилий.
Такие велосипеды дороже обычных, ведь аккумулятор и мотор стоят денег. Поэтому электрические велосипеды могут стоить несколько сотен тысяч рублей и даже больше, хотя обычный велосипед можно найти в магазине по цене чуть больше десяти тысяч.
— Дороговат, но стоимость оправдывает, — делится Владимир. — Купил к началу сезона на замену старому велосипеду. Пока только положительные впечатления. Ёмкий аккумулятор разгоняет велосипед до 25 км/час, а внешний вид привлекает внимание. Храню в гараже. Удобно, что батарея съёмная, — забираю её домой на зарядку.
Права на такой вид транспорта, скорее всего, вам не понадобятся. Регистрация и права категории М нужны только для владельцев мощных электровелосипедов — от 250 ватт. Если у вас уже есть права другой категории, они тоже подойдут.
Плюсы и минусы
У электровелосипедов есть преимущества:
— велосипед с электромотором позволяет преодолевать крутые подъёмы и значительные расстояния физически неподготовленным людям;
— в случае, если батарея разрядится, можно использовать педальный привод;
— заряд аккумуляторов осуществляется от бытовой электросети;
— при сопоставимой скорости в городских условиях энергетические и экономические затраты на перемещение одного человека оказываются на порядок более низкими, чем у любого другого вида транспорта, включая общественный;
— в сравнении с легковыми автомобилями эксплуатация, парковка и хранение электрических велосипедов требуют в десятки раз меньше расходов и пространства;
— уменьшение загрязнения атмосферы в случае массового отказа от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в пользу электровелосипедов.
Несовершенства существующих конструкций:
— педалирование и управление затруднены из-за большой массы (от 20 до 50 кг и более) и соответствующей инерции электрических велосипедов;
— недостаточный для многих пользователей запас хода только на электроприводе (редко больше 25-50 км, однако более современные модели иногда располагают запасом хода до 100 км);
— длительное время зарядки батарей (как правило, не меньше 2-6 часов);
— короткий срок службы свинцово-кислотных и литий-ионных аккумуляторных батарей (не более 2-3 лет при средней нагрузке, для LiFePO4 аккумуляторов — до 10 лет);
— высокая стоимость готового изделия и его эксплуатации по сравнению с обычным велосипедом (от двух до десяти раз).
— За два месяца электровелосипед стал мне другом, — говорит Максим С. — Посадка для моих 170 см роста удобная. Изогнутый руль лучше, чем прямой, руки приходится не так сильно вытягивать вперёд, и сижу прямее. Все горки, которые встречались на моём пути, велосипед покорял без помощи моих усилий ногами. Дополнительно повесил сумку на багажник. А вчера сделал из старых автомобильных покрышек брызговики, теперь укомплектован почти на все 100 %.