Вскоре после основания Симбирска в 1648 году царь Алексей Михайлович распорядился высадить близ нового города тутовые сады, чтобы разводить тутового шелкопряда и делать ценнейший шёлк, дабы не переплачивать за него китайцам и с выгодой для казны экспортировать европейцам!.. Хотели как лучше, но получилось, как всегда, – зато имя Тути навсегда закрепилось за одним из микрорайонов города.
Правительство, правда, не оставляло планов превратить Симбирск в экзотический город-сад. В начале XVIII века, при Петре I, в Симбирск из Астрахани специально высылали не только тутовую рассаду, но и виноград, и арбузы, вместе с виноградными, арбузными и тутовыми садовниками, причём «из самых лучших». В XIX веке здесь пытались сажать завезённые из Америки табак и гевею — дерево, из млечного сока которого получается натуральный каучук. Казалось бы, для чего сажать то, что в местном климате не растёт, но, кажется, русское правительство очень верило в садоводческие таланты симбирцев!..
«Садами есть обилен Симбирский городок», – пелось в старинной и долгой бурлацкой песне, перечислявшей все города по Волге, от Астрахани и до Нижнего Новгорода. У каждого города короткая, в строчку или две, характеристика, но про сады – только у Симбирска.
Действительно, как Астрахань – арбузами, а Тула – пряниками, так был прославлен Симбирск своими яблоками! Их, ещё до всяких железных дорог, везли на Урал и дальше в Сибирь, до самых границ Китая. В год за пределы Симбирской губернии вывозилось до пяти тысяч пудов, почти 82 тонны яблок. Стоимость пуда яблок, в зависимости от сезона и урожайности в конкретном году, колебалась от 30 копеек до 3 рублей. Ещё больше можно было заработать на вишне — до 5 рублей за пуд. Но в особо урожайные годы торговля сочной ягодой велась себе в убыток, цена падала до 20-30 копеек.
Подарил дерево императору
Весной Симбирская гора превращалась в сплошной цветущий бело-розовый сад. Тимофей Масленицкий, симбирский чиновник и исследователь, так описывал это в 1785 году: «Весь берег покрыт плодоносными садами… В садах немалое количество разных родов яблонь, дуль [сорт груш — прим. ред.], слив, вишен, груш, малины, смородины, клубники, крыжовника и других разных плодов, которых за удовольствием жителей городских отвозят на низ и верх реки Волги по городам».
В сентябре 1824 года Симбирск посетил император Александр I. Купец-садовладелец Мингалев поднёс государю корзину яблок сорта апорт, сорванных, едва ли не собственноручно, в собственном саду. Государь отведал, похвалил – и тогда вдохновлённый Мингалев приказал выкопать из земли и засунуть в особую кадку всё дерево, на котором росли плоды, и подарил его императору! Что же, негоже царю отказываться от подарков — дерево отвезли в Петербург, посадили в землю, оно прижилось, и стало родоначальником сорта «Император Александр», известного далеко за рубежами России. Кстати, несколько раз доводилось слышать, что каких-то полвека назад, в 1970-е годы, яблоки из Ульяновской области экспортировали во Францию — не на еду, а для приготовления знаменитой французской яблочной водки кальвадос.
Офицер Генерального штаба Александр Липинский, описавший Симбирск в 1859 году, так выразительно характеризовал главный симбирский промысел: «Садоводство развито в больших размерах благодаря удобству местности и обилию почвы. Весь скат к Волге, начиная от самого Венца, покрыт садами, в которых изобилуют плодовые деревья, преимущественно яблони, груша, вишенные и прочие. Произведение садов сбывается на местных базарах, и огромное количество развозится по Симбирской и смежным губерниям. Почти всякий домовой владелец имеет сад, который доставляет ему постоянный и лучший источник дохода».
5000 пудов варенья
Свой сад был и у самых знаменитых в истории симбирских домовладельцев — семьи Ульяновых. Кстати, при Дирекции народных училищ Симбирской губернии, которую долгие годы возглавлял Илья Ульянов, отец Ильича, со временем возник самый большой в Симбирске плодовый питомник. К концу XIX века в губернском городе насчитывалось более 700 «промышленных», то есть торговавших выращенными плодами садов общей площадью более 406 десятин.
Всего по губернии к началу XX столетия сады занимали более семи тысяч десятин, при этом лучшими яблоками, выращенными в наших краях, считались те, что вызревали южнее Симбирска, в приволжских сёлах Симбирского и Сенгилеевского уездов – Криушах, Кременках, Панской Слободе, Новодевичьем. В первых трёх сёлах концентрировалась шестая часть всех садов в Симбирской губернии — 1200 десятин. Здесь в 1912 году было организовано первое в Поволжье плодовое сельскохозяйственное общество, а кроме яблок возделывались на продажу и ягодные культуры, малина, смородина, земляника.
Летом 1900 года в Симбирскую губернию приехал секретарь Российского общества садоводства и один из крупнейших российских плодоводов Василий Пашкевич. Результатом его работы стало написание научной книги «Плодоводство в Симбирской губернии» – а симбиряне, польщённые столичным вниманием, учредили собственное общество садоводов и в 15 лет удвоили площадь садов, доведя её до 14578 десятин. В губернии в промышленных масштабах варилось в год варенья до 5000 пудов и пастилы до 40000 пудов, готовилось по 8-10 тысяч вёдер плодово-ягодных вин. Садоводство как «региональная идея» объединяло самых разных выдающихся симбирян, независимо от политических взглядов, но одинаково увлечённых саженцами, плодами, борьбой с вредителями и заморозками. Достойная идея!
Ермил ЗАДОРИН.