Просмотры2192Комментарии0

Слепой подъем на Эльбрус

38-летний ульяновец Андрей Ванькин родился с ослабленным зрением, к 20 годам он перестал видеть совсем. Но это не помешало ему завести семью, стать мастером спорта по дзюдо и подняться на Эльбрус. Корреспонденты «Молодёжки» встретились с ним.

Жил обычной жизнью

— Я родом из рабочего посёлка Кузоватово. Мама работала продавцом, отец — в милиции. Есть старший брат Игорь, — говорит Андрей. — Семья держала скот, был огород. К труду с детства приучен: воду, дрова носил, на сенокос брали. Учился в обычной школе, тогда ещё немного видел. И учителя, и одноклассники относились с пониманием, помогали. В то время я мог играть в футбол: когда по мячу попаду, когда по ногам (смеётся), катался на велосипеде. Тогда была мечта заниматься единоборствами. В посёлке на тот момент появилась секция по каратэ, но мне это не подходило, так как единоборство предполагает работу на дистанции.

После окончания школы Андрей поступил в Ульяновский фармацевтический колледж осваивать профессию массажиста. Сосед по комнате в общежитии помог выучить азбуку Брайля, с помощью неё Ванькин теперь читает книги и записывает необходимую информацию. В колледже молодой человек познакомился с Натальей, она тоже инвалид по зрению, с которой в 2002 году после завершения учёбы создал семью.

Мечты должны исполняться

Молодые пожили немного в другом городе, но в 2004 году вернулись в Ульяновск.

Тогда-то я пришёл в секцию дзюдо областной школы олимпийского резерва. Геннадий Анатольевич Парсаев сказал мне, что нужно набрать группу. В следующий раз я пришёл с пятью товарищами, — рассказывает наш собеседник.

По очереди Парсаев с Алексеем Ворониным (позже он стал основным тренером Ванькина) начали вести занятия с этой необычной группой. Вскоре большинство ребят побросали тренировки, только не Ванькин. С каждым днём он всё упорнее осваивал азы непростой борьбы дзюдо. Тренерам буквально на руках приходилось «объяснять», как и куда должны двигаться руки и ноги, чтобы приём получился.

В 2006 году Геннадий Парсаев, переезжая в Самарскую область, сказал, чтобы я готовил загранпаспорт, мол, пригодится, но я не стал его делать. А весной 2006 года я выиграл чемпионат России, однако из-за отсутствия загранпаспорта пропустил международный турнир в Англии, — вспоминает спортсмен.

И всё же уже позже Андрей неоднократно становился победителем и призёром всероссийских и международных соревнований.

Болевой прием

Не обходилось в спортивной карьере и без травм. Однажды в финале отборочных соревнований на Чемпионате мира и Европы Андрей, выигрывая по ходу встречи, «попался» на болевой приём спортсмена из Дагестана. Из этого положения нельзя вырваться. Дагестанец всем телом навалился на руку Андрея. Судьи остановили бой, но Андрей требовал продолжения. Борясь с одной рукой, ульяновец проиграл. Но он сражался, преодолевая сильнейшую боль, — на приёме у врача выяснилось, что рука была буквально вырвана из локтевого сустава и болталась на сухожилиях!

Взошёл на Эльбрус

В 2012 году в составе паралимпийской сборной России Андрей проходил тренировочные сборы в Кисловодске. В один из дней спортсмены с экскурсией побывали на Эльбрусе. На подъёмниках, предназначенных для любителей горнолыжного спорта, их подняли на высоту 3800 метров, далее на снегоходах они добрались до отметки в 4200 метров.

Даже невидящий человек испытывает там невероятные ощущения, и тогда я решил: хочу подняться на вершину на собственных ногах, — продолжает наш собеседник.

Чтобы осуществить свою мечту, Ванькин обратился к директору областной школы дзюдо олимпийского резерва Фёдору Самсонову. Он является опытным туристом и уже совершал восхождения на Эльбрус. Но Самсонов не сразу принял всерьёз слепого дзюдоиста. Однако поняв, что Ванькин не откажется от мечты, в 2018-м он предложил идею восхождения тогдашнему руководителю регионального отделения Российского географического общества Игорю Егорову, который поддержал спортсмена. Летом того же года начались тренировки.

На ощупь учился правильно пользоваться альпинистским снаряжением. Зимой начались практические тренировки на заснеженных склонах Волги и Свияги. Фёдор Геннадьевич учил ходить в связке, — рассказывает Андрей.

В конце июня 2019 года спортсмен вошёл в состав экспедиции, руководителем которой стал Станислав Кушманцев — один из самых известных и опытных ульяновских мастеров туризма.

Восхождение было по упрощённой схеме. До вершины Эльбруса оставалось чуть больше двухсот метров, но снегопад и сильный ветер заставили нас развернуться. Восхождение на Эльбрус стало важным событием в моей жизни, но надеюсь, что когда-нибудь поднимусь на саму вершину, — делится Ванькин.

Жизнь в темноте

Мастер спорта России по дзюдо больше не выступает на международных соревнованиях — возраст не тот, но продолжает вести активный образ жизни, поддерживает спортивную форму. Работает массажистом, супруга в фармколледже учит массажу студентов с инвалидностью по зрению. Пара растит сына и дочь, 13 и 10 лет соответственно. Андрей пользуется компьютером и телефоном с помощью голосовой программы. Он передвигается по городу на общественном транспорте и пешком, есть собака-поводырь.

В маршрутке слушаю, где просят остановить пассажиры, отсчитываю, сколько ещё мне осталось проехать до своей. Если иду пешком, то считаю повороты. Если немного заблужусь, то мне часто помогают прохожие, — комментирует наш собеседник.

Сложно ли жить, не видя ничего вокруг?

Люди приспосабливаются. Есть те, кто пишет компьютерные программы, самостоятельно делает ремонт и так далее. Один мой знакомый справляется с дрелью и болгаркой. Границы мы сами себе ставим. А если есть стремление, то добиться можно многого, — подытоживает Андрей Ванькин.

Вера МЕРКУЛОВА.

Источник: Источник
Тэги:#жизнь
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное