Ульяновский электротранспорт переживает не лучшие времена. В последнее время участились случаи, когда трамваи и троллейбусы становятся участниками ДТП. Даже сами работники депо жалуются на плачевную технику, что уж говорить о пассажирах. В ситуации разбиралась «Молодёжка».
В начале января в социальных сетях опубликовала видео работница ульяновского депо Наталья Далечина.
— Посмотрите, как мы работаем. Зато Мясников (директор МУП «Ульяновскэлектротранс») в декабре по телефону хвалился, что закрыл долг в 130 миллионов рублей, но не знаю, чем и когда. Благодарил Панчина. Вот здесь вагоны стоят уже года два-три, их никто не ремонтирует, все четыре пути забитые. Насчитывается около 30 вагонов, их никто не ремонтирует — нечем: нет ни запчастей, ни гаек, постоянно «летят» редукторы. А если редуктор ломается, то, считай, вагон встаёт на месяц. Ломается он по той причине, что либо нет масла, либо оно ненадлежащего качества, — рассказала женщина.
А10 января в Ленинском районе Ульяновска произошло ДТП с участием двух трамваев: один «догнал» другого. В итоге пострадали два кондуктора и пассажирка. Аварии с участием трамваев, к сожалению, становятся обыденностью. В прошлом году трамваи несколько раз загорались на маршруте и регулярно сходили с рельсов.
Не в лучшем состоянии и заволжские троллейбусы. В один из дней новогодних каникул на Майской горе занесло троллейбус с пассажирами. К счастью, никто не пострадал. В прошлом году «МГ» писала о Ксении Терехиной. Женщина утверждала, что её с дочерью ударило током, когда она схватилась за поручень в троллейбусе.
Донашиваем за «старшим братом»
На заседании правительства Ульяновской области глава Министерства промышленности и транспорта Дмитрий Вавилин сообщил, что только 30 ульяновских трамвайных вагонов из 190 соответствуют нормативным срокам эксплуатации, то есть эксплуатируются менее 20 лет.
Кстати, ежедневно на линии выходят около 110 трамваев и 48 троллейбусов. И все они перед выездом проходят техосмотр. У троллейбусов показатели срока эксплуатации намного лучше: 38 единиц ездят менее 20 лет.
Но даже «новые» трамваи и троллейбусы — это уже бывшие в употреблении, «подаренные» и завезённые из Москвы. Так, в 2018 году в «Ульяновскэлектротранс» («УЭТ») поступили вагоны «ЛМ-2008» и троллейбусы «Тролза».
В этом году областные власти решили кардинально обновить трамвайный парк. К маю обещают закупить 70 новых низкопольных трамваев «71-911ЕМ» (их ещё называют «Львятами») стоимостью 45 миллионов рублей. Брать их будут в лизинг (аренду с возможностью выкупа) на 10 лет.
В Министерство транспорта РФ уже отправлена заявка на софинансирование. Окончательное решение станет известно в феврале.
А у «УЭТ» денег нет. В декабре прошлого года Александр Мясников заявил, что кредиторская задолженность предприятия составляет 170 миллионов рублей.
Ну и «львята»!
Даже если деньги будут, есть нюансы. В 2015 году власти Твери закупили низкопольные трамваи «71-911ЕМ». Это было как праздник: вагон обвесили шариками, а прохожие радовались.
Но уже в 2017 году эти трамваи были на время выведены из эксплуатации из-за неисправностей оборудования, в первую очередь из-за тормозной системы.
А ещё раньше, в 2016 году, в ростовских СМИ появилась информация, что первый подобный низкопольный трамвай, который был завезён в регион, после тестовых поездок сломался. Причём основными причинами неполадок назывались неудовлетворительное состояние путей, отсутствие ремонтной базы и специалистов, а также совмещённый с автодорогой трамвайный путь.
Сверхсовременные трамваи, к сожалению, видимо, ещё не готовы к суровым реалиям российских глубинок. Ведь изношенные трамвайные пути — одна из причин многочисленных сходов техники с рельсов.
Например, летом 2019 года в Ленинском районе проводился ремонт трамвайных путей. Но даже его процесс вызвал вопросы: вместо бетонных шпал дорожники укладывали деревянные, и далеко не новые. Хотя главный инженер «УЭТ» Сергей Лебедев заверил, что деревянные шпалы были вполне пригодные.
— На трамвайных путях происходит замена бетонных шпал на деревянные. Это делается в связи с износом. Деревянные шпалы второй группы, не новые, уже бывшие в применении на железнодорожных путях, однако они годные к применению, — сказал он.
Будет ли подорожание?
Тем временем с 13 января был введен бесплатный проезд для всех ульяновских школьников. Но нужно предъявлять кондуктору «школьный билет». Многие родители стали жаловаться, что в школах пока ещё не делают подобные справки. В соцсетях появилась жалоба отца, что с его дочери взяли плату, несмотря на наличие справки.
— Кондуктор взяла со школьницы плату за проезд лишь потому, что девочка сама дала ей деньги. Мы связались с родителями школьницы, принесли свои извинения и предложили вернуть деньги, — прокомментировал заместитель директора по эксплуатации МУП «Ульяновскэлектротранс» Виктор Трепалин.
А что касается повышения платы за проезд, то в «УЭТ» заверили, что на данный момент и в ближайший год повышения не планируется.
Антон НИКОЛАЕВ.