«Молодёжная газета» подвела итоги первого этапа конкурса «Бессмертный полк» в письмах жителей области». В редакцию пришли десятки писем от жителей региона. Выбор был непростым.
Итоги
Напоминаем, в конкурсе было три номинации. В номинации «Мои воспоминания» первое место мы отдали Марии Степановне Роньжиной — женщине, которая прошла войну и не понаслышке знает о тяжёлых временах. Кроме того, конкурсная комиссия не могла оставить без внимания письмо Антонины Ивановны Розановой о её тяжёлом детстве. Женщина прислала волнующий рассказ о том, как немцы пришли в их деревню и как они спасали солдат.
В номинации «Мой герой» побеждает письмо про Лидию Петровну Субботину (автор — Алексей Ермаков). В номинации «Произведение о войне» победа присуждается стихотворению «Шла война» Геннадия Андреевича Верясова.
Все победители получат подписку на «Молодёжную газету», а также памятные подарки.
Но конкурс продолжается. Впереди – второй этап. И мы публикуем новые письма-воспоминания (с сокращением).
Мазала щеки сажей
Надежда Бородина из Ульяновска принесла в редакцию рассказ о том, как люди меняются и подстраиваются под ситуацию, а также о том, какие последствия их за это ожидают.
«Мы помним из истории о великой битве за Сталинград.
Мои бабушка, мама, брат и маленькая сестрёнка оказались практически в эпицентре тех событий. Шёл июнь 1941 года. Беду никто не ждал. Брату было четыре года, маме не исполнилось и 27 лет, молода, красива, ждала второго ребёнка. Извещение о начале войны застало врасплох.
Когда долгими зимними вечерами моя бабушка рассказывала мне, школьнице, о том времени, я живо представляла всё происходящее. Вот плачущая мама повисла на груди у отца. Он уходил на войну. В хуторе оставались женщины, дети и старики. Вскоре появились немцы. Шёл 1942 год. Они по-хозяйски ступили на земли сталинградской области. Офицерский состав расположился в лучших домах, потеснив хозяев, а рядовые — в домах похуже. Мама с бабушкой жили в полуподвальном помещении большого дома. К ним поселили рядовой состав, потеснив их в комнате. К тому времени уже родилась сестрёнка Люся. Бабушка рассказывала, что немецкие солдаты-постояльцы их не обижали и даже относились неплохо. Показывали фотографии, тыкали пальцем в снимки своих родных, комментировали: «Мутер, фатер» («мать, отец») и при этом лили слёзы. На пальцах объясняли, что воевать не хотели и убивать тоже, их заставили.
Наверху жили офицеры, и вели они себя по-другому. Молодых женщин согнали в помещение готовить им еду. Они проявляли к ним интерес и насилие. Ходила готовить и мама. Рассказывала, что, прежде чем идти на кухню, мазала щёки сажей, чтобы не привлекать внимания. Офицеры брезгливо отворачивались: «Русиш швайне» («русская свинья»). У моего брата забрали ботиночки и подарили сыну одной молодой женщины, муж который был на фронте. Однажды мой брат увидел свои ботиночки на этом мальчике, при этом мальчик стоял и ел немецкую шоколадку, а его мать громко смеялась и разговаривала с немцем. Заплаканный брат прибежал домой и рассказал об этом маме. Она его долго успокаивала, пообещав, что после войны папа обязательно купит ему новые ботиночки и большую шоколадку.
Обязательным занятием был сбор яиц, мяса и других продуктов у хуторян. Для этого был назначен полицай из местных. У земляков он вызывал чувства ненависти и презрения, но он будто этого не замечал. Он ходил с плёткой, мог ударить. Вытаскивал из домов всё подряд, невзирая на голодных и плачущих детей.
Мама приносила с кухни немного хлеба, а постояльцы иногда давали в пузыречке молоко для маленькой Люси. Так и жили. Бабушка вспоминала много тяжёлых моментов из жизни «под немцем». Были и смерти, и избиения. Самое радостное событие того времени – это когда немцев погнали с земли сталинградской. Они бежали спешно, бросив свои пожитки, личные вещи, альбомы. У нас дома долго «жил» немецкий альбом. И мы, дети, любили его рассматривать и фантазировать о людях, изображённых на фото. Незнакомые красивые дома, парки, природа…
Пытался убежать с немцами и полицай. Но его не взяли. Позже он был осуждён как изменник Родины и сгинул в северных лагерях. Мама того мальчика «дождалась» мужа с войны и на второй день спешно уехала с семьёй на жительство в Москву — видимо, боялась огласки.
Папа вернулся с фронта в 1946 году. Одна за другой в семье появились сёстры Валя, Аня. В 1954 году родители построили небольшой дом, где в 1955 году родилась я – пятый ребёнок в семье.
Помню, как в школе слушала рассказы учителя – ровесника моего брата – о войне и послевоенных первых годах, о том, как он, услышав гул самолёта-кукурузника, бежал прятаться, думая, что это немцы прилетели бомбить.
В начале шестидесятых на центральной усадьбе совхоза затеяли строительство большого двухэтажного клуба. Со школы я шла через стройку. Очень часто я задерживалась там вместе с другими, потому что бульдозер выкапывал из земли много интересного: портсигары, золотые коронки, цепочки, медальоны с адресами и многое другое. Помню, как мы с подружкой нашли немецкий адрес и написали в далёкую Германию письмо. Ответа не последовало.
Защитник Отечества, мой папа Пудовкин Василий Савельевич, прошёл всю войну, освобождал многие города, вернулся с наградами. К 70-летию Победы на сайте в интернете я нашла описание боевого пути моего отца. Как «под непрерывным огнём он подвозил снаряды для отражения противника», как держал высоту на Курской дуге и как группой в пять бойцов держал оборону маленького населённого пункта на Украине. Папа прожил мало — всего 49 лет. Сказались раны и сама война. А вот мама Пудовкина Агафья Фатеевна всю свою жизнь проработала в родном совхозе разнорабочей — честно, добросовестно, порой отважно и физически трудно».
Мечтал стать шофером
Письмо от Павла Васильевича Атласова (город Барыш) о его сложном детстве и о мамах, которым во время войны было очень тяжело.
«Я – дитя войны, родился в 1938 году в небольшой деревне Чердаклинского района. Нам было очень тяжело – всегда ходили голодными, разутыми и раздетыми. Обувь – лапти, весной и осенью, чтобы не намочить ноги, приделывали деревянные колодки. Одежда – холщовые рубашки и штаны, покрашенные в синий цвет (это у нас мама ткала холст, а у других и этого не было). Еда – самый больной вопрос: её совсем не было, только лепешки из конского щавеля и из гнилой картошки, которую собирали весной в поле. Ребята собирались группами и ходили по оврагам искать щавель и дикий лук, брали с собой чугунок, варили сусликов и ели их. Через нашу деревню проходила трасса «Ульяновск-Мелекесс». Иногда шофёры останавливались отдыхать, вытаскивали еду, из которой нам, ребятам, запомнился хлеб. Мы сидели рядом и смотрели, как они едят. Правда, иногда нас угощали небольшим кусочком хлеба. В детстве меня спрашивали: кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
— Шофёром, – отвечал я, — чтобы есть досыта хлеба!
Очень было тяжело, но благодаря нашим мамам мы выжили. Я написал стихи о наших мамах детей войны. Очень прошу напечатать их. Все дети войны будут вам благодарны».
Наши мамы
(отрывок)
«Наше детство войной опалено,
Трудностями было закалено.
Очень тяжело нам жилось тогда.
Этого не забудем никогда.
Но вспомним тяжесть наших матерей,
Имеющих в войну своих детей.
Поклонимся тем мамам до земли,
С достоинством свой крест они несли.
Что пришлось нашим мамам пережить,
Практически ни с чем нельзя сравнить.
Пыткой было для наших матерей
Видеть голодными своих детей.
Одежды, обуви нет никакой.
Матери все потеряли покой.
Но нашлись у них сила и воля,
Такова материнская доля.
«МАМА» – чудодейственное слово.
МАМА для детей на все готова.
Словами чувства все не передать,
Когда мы произносим слово «МАТЬ».
Восхищаюсь, честно скажу вам,
Героизмом, мужеством наших мам!»
Шла война
Письмо со стихотворением пришло от Г.А. Верясова (Чердаклинский район, село Станция Бряндино). Публикуем отрывок.
«Шла война. Всё полыхало.
Горели села и поля.
Фашисты шли почти парадом,
Захватывая города.
Солдаты наши, отступая,
Шептали горестно в пути:
«Прости нас, Родина родная,
Дай силы нам врага смести».
В победу верили все люди
И помогали, чем могли.
Пахали, сеяли и жали,
Чтобы врага скорей добить.
Сражались лихо партизаны:
Громили немцев, как могли.
Под откос пускали эшелоны,
чтобы до фронта не дошли.
Но вот пришла большая радость:
Свалил фашистов Сталинград.
И Паулюс в плену отныне.
И это сделал наш солдат!
Четыре года, истекая кровью,
Вели мы эту страшную войну.
Неся потери, с неизбывной болью
Мы отстояли Родину свою».
2019 год.
«Пролежал двое суток среди убитых…»
О своём отце и своих воспоминаниях рассказал в письме Луптаков Степан Григорьевич из села Большая Борла Тереньгульского района.
“Мне 83 года. Я помню, что такое Великая Отечественная война. Мне было четыре года, а мой отец уже был на войне. Он участвовал в освобождении Бессарабии, Западной Украины и затем сразу отправился на финскую войну, а после — на Отечественную. Но при отступлении на Наро-Фоминском направлении он был тяжело ранен в коленку и не мог самостоятельно передвигаться, пролежав двое суток среди убитых. Немцы его не пристрелили, так как с ним был кузнечный инструмент — он служил в армии Доватора, ковал лошадей. На третьи сутки его подобрали две девушки и отправили в госпиталь города Ржева. После отец инвалидом вернулся домой. Но самое главное, что я помню, — холод и голод. Нас было трое: старшему было девять лет, мне — четыре года, а младшему — полтора года. Зимой сидели только на печи, а я, чтобы младшему было тепло на русской печке, зажёг костёр из пелёнок и тряпок. Ладно, брат пришёл из школы, сумел всё потушить, так как матери дома не было. Она работала на колхозе имени Стаханова с утра до вечера. Ещё я помню, как наш военный самолёт гнал немецкий, который прилетал бомбить Сызранский мост через Волгу. Мы, дети, бежали вдоль врага и думали: вот-вот немецкий самолёт упадёт, так как по нему наш самолёт непрерывно стрелял и за ним был чёрный хвост. Упал или нет — я не знаю.
В первый класс я пошёл в 1944 году. Мне было очень завидно, так как в школе в то время в обед кормили тех детей, у кого отцы были на фронте, а мой отец пришёл, но он с утра до вечера был в кузнице на деревянной ноге. Все работы по подготовке сельхозинвентаря лежали на его плечах и руках. Победу я очень хорошо помню. Мы были в школе, и нам объявили, что война кончилась.
Всех нас по классам построили около школы, и мы прошли до конца села в сторону Малой Борлы с песнями».
Р.S.
Чтобы принять участие в конкурсе, нужно отправить письмо с рассказом. Будут приветствоваться военные и послевоенные фотографии. Большинство ваших писем будет опубликовано в «Молодёжной газете».
Письма можно присылать по адресу: 432027, г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 145 либо на электронную почту: bere-natasha@yandex.ru . В письме укажите ваш номер телефона и адрес.
Итоги второго этапа мы подведем к 9 мая.