Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

«На учете стоит каждый 41-й житель области»

Многие ульяновцы сталкиваются со страшным диагнозом – рак. О нём много спорят и говорят. Как обстоят дела с онкологией в нашем регионе? Корреспондент «МГ» встретился с главным врачом областного клинического онкологического диспансера Валерием Базюком.

Насколько распространена онкология в Ульяновской области?

— Ульяновская область относится к регионам с высоким уровнем заболеваемости — 420-430 человек на 100 тысяч населения. Каждый год в Ульяновской области выявляется 4500-5000 новых случаев рака. На учёте у нас состоит каждый 41-й житель области. Всего на учёте примерно 36 тысяч человек. Из них 56 % живут больше пяти лет.

Какие виды рака наиболее часто встречаются в нашем регионе?

— Среди мужчин – рак лёгкого, у женщин – рак молочной железы. Вообще из трёхсот видов злокачественных заболеваний, встречающихся у человечества, шесть заболеваний дают более 50 % смертности от всех видов рака. Это такие заболевания, как рак молочной железы, желудка, толстого кишечника, простаты, легкого, шейки матки.

Наиболее распространённая причина рака лёгких – курение?

— Примерно 70 % пациентов с раком лёгких – это курильщики. Но он встречается не только у курильщиков и пассивных курильщиков, но и у других пациентов. Например, сейчас у нас наблюдаются две девушки, одной нет 30, другой — 25. Спортсменки. У обеих выявлен рак лёгкого на четвёртой стадии.

Электронные сигареты могут нанести вред?

— Они наносят такой же вред, как и обычные сигареты. Это постоянное хроническое раздражение оболочек, которое природой не продумано.

Бывало ли так, что людям приходилось отказывать в лечении?

— Да, это очень тяжёлая процедура. Приходится пациенту говорить, что нельзя проводить лечение. Бывают такие случаи, когда лечение может сократить жизнь. Например, риск смертельных осложнений от лекарственной терапии — 99,9 %. Она не безобидна и должна принести пользу, а не вред. Опухоль может прогрессировать, вырабатывается устойчивость к химиотерапии, к лучам и так далее, начинаются тяжёлые осложнения. В такие моменты без лечения человек может прожить больше. Ежегодно в регионе умирают 2500 человек.

На какой стадии ещё реально вылечить человека?

— На ранней стадии (1-2) при проведении радикального лечения (это, как правило, хирургическое лечение) около 80 % пациентов избавляются от рака, но потом долгое время наблюдаются. Лечение распространённых форм (3 и 4) проходит сложнее. У пациентов с третьей стадией уже шанс 10 % вылечиться, а пациенты с четвёртой стадией (с метастатическим процессом) шансов на излечение не имеют вообще. И здесь наша главная задача — используя все методы лечения, продлить жизнь людям.

Какие симптомы должны быть, чтобы человек сказал: «Пора к врачу»?

— Никаких. Когда появились симптомы, трамвай, как говорится, уже ушёл. Никаких симптомов у начальных форм рака абсолютно нет. Человек чувствует себя хорошо, если нет хронических заболеваний. Например, хронический бронхит курильщика, на его фоне потом может развиться рак. Да, человек кашляет, но он кашлял всегда. А когда появилось кровохаркание – там уже распадающаяся опухоль. Это далеко запущенная стадия. Нет симптомов у рака. Почему и говорят – марш на диспансеризацию.

Чем может помочь диспансеризация?

— Кажется, что там простенькие методы обследования. Начинается с расспроса пациента: чем болел, какие болячки были. Некоторые хронические заболевания являются предраковыми заболеваниями. Ими надо заниматься. Надо проводить профилактику, контролировать, чтобы поймать на ранней стадии. Несколько этапов: отбор подозрительных людей – дополнительные исследования. Их большой сегмент — онкологический — направлен на выявление онкологических заболеваний. Маммография (может помочь выявлять рак молочной железы), кал на скрытую кровь (рак кишечника), ПСА (рак простаты), мазки шейки матки (рак шейки матки). Если что-то подозрительное появляется, то их отправляют на второй этап.

Сколько времени нужно, чтобы вылечиться?

— Есть раки, которые при нормальном лечении не представляют угрозу для жизни. Распространённые (за исключение меланомы) раки кожи, базально-клеточный рак не метастазируют в 99 % случаев, достаточно лазерного испарения, чтобы вылечить пациента, но наблюдаться надо. Самый неприятный – рак поджелудочной железы. Выявляется случайно, часто на неоперабельных стадиях, тяжело лечится.

Минздрав РФ хорошо отзывается о новых практиках и методах лечения онкологических заболеваний в нашем диспансере…

— Наш онкодиспансер никогда не был в числе отстающих. Здесь работают квалифицированные специалисты: доктора наук, кандидаты наук, категорированные специалисты. Они, помимо обычной клинической практики (то есть лечения пациентов), занимаются научной деятельностью, выступают на российском и международном уровнях. К их научным исследованиям и заключениям серьёзно относятся в мире. Кроме того, мы не сидим на месте и постоянно внедряем что-то новое.

 

— В онкодиспансере появился аппарат «TomoTherapy». В чём заключается его особенность?

— Для лечения больных сейчас используются современные линейные ускорители. Они хороши в работе, но есть небольшие минусы. Поле для облучения площадью примерно 40 на 40 сантиметров. Если опухоль большая, то приходится поля накладывать, чтобы ничего не пропустить. В зоне наложения получаются дополнительные зоны облучения, и всё это может привести к осложнениям. Аппарат «TomoTherapy» отличается тем, что он совмещён и управляется компьютерным томографом. Идёт онлайн-контроль лечения. Кроме того, он позволяет облучить опухоль протяжённостью до 1 метра 35 сантиметров. Поля не накладываются, а значит, лишнего облучения здоровых тканей нет. Также, когда больной приходит на следующий сеанс, прежде чем начать облучать, компьютерный томограф смотрит, как повела себя опухоль. Если она сократилась, то он автоматом корректирует зону облучения, соответственно, здоровые ткани не повреждаются.

Пациенты из районов области получают квалифицированную помощь?

— Наша цель — приблизить онкологическую помощь к пациенту. Мы планируем создать центры амбулаторной онкологической помощи на базе крупных лечебных центров, крупных районных больниц. Задача таких центров (ЦАОПов) — ранняя и быстрая диагностика на месте, рядом с домом пациента, под контролем врачей-онкологов первичной медико-санитарной помощи и последующее направление к нам на уточняющую диагностику, разработку индивидуального плана лечения и его реализацию. В последующем диспансерное наблюдение, лекарственная терапия, не требующая круглосуточного наблюдения, как раз должны осуществляться в этих ЦАОПах.  К 2024 году таких центров должно быть девять: шесть на территории Ульяновска.  ЦАОП будет открыт на базе  Новоспасской РБ, на западе области ЦАОП будет расположен в Барыше, а также ещё один будет располагаться в Димитровграде под эгидой ФМБА России. Мы покроем область сетью амбулаторных центров. Если пациенту из Павловки нужно сделать укол раз в месяц, то ему не нужно будет ехать в Ульяновск. Также мы хотим открыть отделение паллиативной помощи, что-то вроде хосписа. В настоящее время освободились площади в филиале кардиодиспансера в Солдатской Ташле.

Что пожелаете нашим читателям?

— Здоровья и ещё раз здоровья! Но помните, что здоровье – это не спорт, спорт – это тяжёлый труд на грани человеческих возможностей. Поэтому нужны физическая культура, активный образ жизни, здоровое питание, нормальный режим труда и профилактическая основа (диспансеризация). Тогда всё будет хорошо!

Записала Наталья КОРОЛЕВА.

Когда готовился номер, стало известно, что Валерия Базюка сняли с должности главврача. Вот так легко у нас разбрасываются ценными кадрами. Кстати, Валерий Базюк — отличник здравоохранения, заслуженный врач Российской Федерации.

Exit mobile version