Ульяновскую балалайку отправили в Эквадор
Несколько лет в Ульяновске существует производство балалаек. Корреспонденты «МГ» заглянули на мануфактуру и узнали: через сколько рук проходит кусок дерева прежде, чем стать музыкальным инструментом и есть ли на него спрос?
«Музыка нас связала»
Один из владельцев компании Сергей Ключников рассказал, что он и его сотрудники так или иначе связаны с музыкой: кому-то любовь привили родные, кто-то играет сам. Сергей родом из Сенгилея, но учился и жил продолжительное время в Москве.
– Идея создавать балалайки пришла лет 15 назад. Тогда ещё учились с приятелем в университете, собирались со знакомыми, играли на балалайках, я самоучка. Но получив высшее образование, каждый устроился на работу, не связанную с музыкой. Время спустя стало скучно заниматься рутинными офисными делами. Подумали и решили сделать этот сумасшедший проект, – рассказывает наш собеседник.
Друзья понимали, что создаваемый с нуля бизнес — дело затратное, а у них не было ни станков, ни команды, ни денег. Поэтому для начала открыли музей, чтобы посмотреть будет ли вообще у людей отклик на эту идею.
– К нашему удивлению, интересовалась темой молодежная тусовка. Многие ребята позже составили костяк нашего производства, – говорит Сергей.
Собирали по сёлам
Музей открылся весной 2013 года в Ульяновске в креативном пространстве «Квартал». К этому времени Сергей с друзьями из этнографических экспедиций по российским селам привезли более 30 балалаек, у каждой была своя история, своё звучание. В них парни смотрели конструкцию и обработку инструмента, замеряли детали. Также они спрашивали у местных жителей о секретах производства и записывали фольклорную музыку. Поездки стали первым источником знаний.
– Одним из самых ценных экспонатов музея, который вскоре вновь откроется на новой площадке в Ульяновске, является верстак, привезённый из села Русские Горенки Карсунского района. Там был балалаечный промысел. Верстак собран добротно, и это живая история, – рассказывает наш собеседник.
Вторым источником стали библиотеки, где можно было найти печатную периодику об изготовлении музыкальных инструментов. Кроме того, они обращались за помощью на другие российские производства.
К осени 2013 года Сергей с друзьями накопили опыт и деньги на запуск своего дела.
Качество и доступность
Балалайки из Ульяновска славятся на всю Россию аккуратностью и доступной ценой.
– Мы сильно «заморочились» с деревом. Выбираем российскую качественную древесину, – говорит собеседник. – Все составляющие балалайки изготавливаются из разных пород дерева: клен, резонансные ель и берёза (их не просто найти), дикая груша, орех. Древесину привозят с Кубани, Кавказа, Краснодарского края, Урала. Струны, лады и механические детали закупаются в Пензе и Белоруссии.
Но не смотря на это, балалайка — доступный музыкальный инструмент. Цена варьируется от 6,5 до 25 тысяч рублей.
– Если взять, например, частного мастера, который один делает всю балалайку от начала и до конца, то его изделие стоит в разы дороже. Наша команда состоит из 20 человек, непосредственно производством занимаются 15 человек, – объясняет предприниматель.
Аккуратная сборка получается благодаря тому, что половина команды играет на этом музыкальном инструменте, соответственно отношение к нему более бережное и идейное.
– Для меня балалайка — ремесленное изделие, это возврат к старым традициям. И мы транслируем эту идею. Кроме того, в инструмент вложены эмоции и знания 15 человек, – говорит Сергей.
Во все концы мира
Любопытно, но, спрос на балалайки в мире на столько высок, что всех производств не хватает, чтобы его удовлетворить. Наибольшим спросом пользуются традиционные балалайки и академические — для музыкальных школ.
– В основном обращаются жители России, от Калининграда до Дальнего Востока. Раз в месяц отправляем в Америку и Европу. Бывают заказчики из экзотичных мест. Например, недавно балалайку отправили в Эквадор, – вспоминает Сергей.
Как же делают балалайку?
Пространство мануфактуры разделено на рабочие сектора. У каждого мастера есть свое рабочее место с верстаком или станком — все создавалось на заказ или собиралось самостоятельно. Поступающую древесину складируют в хранилище, откуда нужные доски поступают в распиловочный цех, где их пилят на нужных размеров дощечки. Далее они отправляются в калибровочный сектор, где штангиль-циркулем измеряют толщину. Лишнее убирают на специальном станке. Далее дощечки попадают в сборочный сектор, где из семи дощечек специальным клеем склеивают корпус. Когда швы высыхают, в кузовном участке будущему музыкальному инструменту приклеивают остальные детали. Далее заготовка попадает в шлифовальный сектор, где мастер специальной шлифовальной машинкой убирает все изъяны, делая балалайку идеально гладкой. После её ждет красильный и настроечный сектора. Производство одной партии от доски до упакованного инструмента занимает несколько недель. Не у всех хватит терпения выполнять такую работу, но, видимо, на мануфактуре собрались самые усидчивые ульяновцы!
Кстати, на производство балалаек устраивают экскурсии, которые даже пользуются популярностью.
Вера МЕРКУЛОВА