Как сообщает РБК, Президентский совет по правам человека подготовил законопроект, в котором будет закреплено понятие «семейно-бытовое насилие», а также права жертв абьюза (это термин, обозначающий насилие и разрушение, выраженное в расстройстве психики, где одна личность – жертва, а другая – манипулятор, злоупотребляющий положением, властью, силой). Семейно-бытовым насилием предлагается считать умышленное противоправное действие (или бездействие) либо угрозы в отношении близких родственников и их имущества. Кроме того, положение законопроекта будет распространяться не только на формальных родственников, но и на всех проживающих совместно и усыновленных детей. Правом на защиту смогут пользоваться жертвы насилия и третьи лица, которым может быть причинен вред.
Ранее побои близких родственников были перенесены из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения в случае, если они совершены впервые. Согласно новому занокопроекту, преследователю будет запрещено приближаться к пострадавшему; нападавший будет проходить специализированную психологическую программу; в некоторых случаях – абьюзер будет обязан покинуть место совместного жительства с жертвой, передав той ее личное имущество и возместив имущественный и моральный вред, а также расходы на оплату консультирования или пребывания во временном жилом помещении.
Так ли эта проблема масштабна, как кажется? Рассмотрим некоторые случаи.
Не так давно в центре скандала оказались сестры Хачатурян, убившие своего отца. Девушки признали свою вину, пояснив, что сделали это в целях самозащиты, так как долгие годы отец издевался над ними морально и физически. Этот случай показал, что закон, способный защитить жертв домашнего насилия, имеет право на жизнь.
Поразивших весь мир громких случаев в Ульяновской области за последнее время не было, однако ежегодно в регионе происходят убийства на семейно-бытовой почве.
Так, например, по информации СУ СК России по Ульяновской области, вечером 20 января 2019 года ульяновец нанес своей 80-летней матери удары руками и ногами в область головы и грудной клетки. Женщина скончалась в больнице.
Вечером 21 июля 2019 года подозреваемый, будучи пьяным, в доме по улице Опытной в Ульяновске в ходе ссоры со своей сожительницей нанес ей деревянными табуретами удары по различным частям тела. Женщина скончалась на месте. Подозреваемый был задержан. Он пояснил, что ссора случилась из-за того, что сожительница не дала ему денег на спиртное.
Шестого января этого года на улице Минаева мужчина заколол свою мать ножницами. Та скончалась на месте происшествия. Ранее он был судим за совершение насилия в отношении матери – в 2014 году он выбросил ее из окна второго этажа. У подозреваемого выявлены психические заболевания.
Вечером 15 апреля 2019 года в переулке Приозерном р.п Вешкайма Ульяновской области подозреваемый избил свою 49-летнюю сожительницу. Та скончалась в доме одного из своих знакомых. Подозреваемый же пояснил, что конфликт произошел на почве ревности.
– Вас могут ударить, если вы домохозяйка и если работаете, если вы скромная учительница и если уверенная в себе юрист, если вы жена грузчика и если вы замужем за уважаемым профессором, если ваш муж пьет и если он не выносит алкоголя. Семейное насилие может коснуться каждой женщины, не зависимо от социального статуса, – рассказывает Елена.
Вся проблема в том, что насилие физическое зачастую начинается с насилия психологического, и, если говорить прямо, речь идет о людях, которые находятся в заложниках. А заложники не всегда могут адекватно оценивать то, что происходит вокруг, отметила психолог. Тому есть несколько причин.
Во-первых, по словам Елены, насилие в семье развивается медленно, при этом первые звоночки – очень тихие. Влюбленная женщина может воспринять их как заботу о ней, страсть, неудачную шутку или плохое настроение.
– Легко находит какие-то объяснение вот этим первым сигналам будущего абьюза. И когда происходит уже какой-то явный эпизод насилия, ужасная истерика, ругань, свистящие рядом с вашей головой вещи, то, как правило, это происходит тогда, когда женщина уже либо беременна, либо родила уже первого ребенка. И, конечно же, она становится не так мобильна, финансово зависима и надеется, что это случайность и этого не повторится.
Во-вторых, в семейных отношениях могут быть и теплые, спокойные, уютные моменты, когда кажется, что больше плохое не повторится вновь.
– Эмоциональное насилие циклично: «агрессия — медовый месяц – спокойная жизнь – скрытое напряжение – новый всплеск агрессии, новый медовый месяц». Этот цикл у многих пар первое время, первые годы после первого всплеска агрессии, занимает много времени. Например, год или два. И за это время женщина, конечно же, успевает поверить в то, что всё будет хорошо. Но с каждым разом цикл становится быстрее, короче, «медовый месяц» всё более стертым. И со временем «медовый месяц» совсем исчезает, и женщина уже явно понимает, что она живёт в ситуации агрессии и насилия, но тут, как правило, играет роль третья причина, – объясняет психолог.
В-третьих, жертва абьюза может быть эмоционально сломлена. У нее понижается самооценка, исчезает чувство веры в себя и свои силы.
– Манипулятор, агрессор, абьюзер проводит огромную работу для того, чтобы женщина не чувствовала себя сильной, способной самой распоряжаться своей жизнью. Он часто говорит: «Ты без меня не справишься», «Кому ты нужна, кроме меня», «Вот только благодаря мне что-то происходит».
В-четвертых, иногда жертва насилия бывает зависима от абюзера финансово. Прервать такую связь становится еще тяжелее.
– Мужчина склонен к тому, чтобы обрубить женщине социальные контакты и возможность твёрдо стоять на своих ногах. Он не поощряет её движения вперёд, её карьерного и профессионального развития. Он внушает ей, что она ничего ценного собой не представляет и миру не даёт. И такая женщина, не верит в то, что она сама в состоянии поднять своих детей.
– В пятых, общество навязывает женщине роль жертвы словами: «Терпи. Родилась девочкой – терпи», «Сама виновата», «Не лишай детей отца!». Одна поговорка: «Бьёт – значит, любит» чего стоит! Это же просто ужас! Общество склонно на это так смотреть, что если бьёт – значит, напросилась, спровоцировала, не была достаточно сговорчивой и хитрой.
Елена также поделилась памяткой, как можно распознать, находитесь ли вы под давлением тирана.
Что делать, если вы подвергаетесь домашнему насилию?
Психолог советует в таком случае не молчать, заручиться поддержкой близких людей и обратиться в полиции. Стоит также проанализировать, почему это привлекает. Если ваш партнер – не единственный абьюзер в вашей жизни, нужно понять, что привлекает в вас агрессора.
– По какой причине вы, вероятно, готовы не замечать опасные действия на первоначальном этапе отношений, не обращая внимания на явные тревожные «звоночки»? Самостоятельно разобраться в этом очень сложно, потому что подсознание будет услужливо предлагать привычные объяснения и действия. Здесь требуется квалифицированная помощь психолога или психотерапевта.
Главное – не возвращаться назад, ведь домашним тиранам обязательно нужна жертва, предостерегает психолог.
– Они будут всячески уговаривать вас, давать вам самые жаркие и убедительные обещания, что такое больше не повторится, и они исправятся. Не верьте! Неумолимая статистика свидетельствует: «вернувшиеся» подвергаются еще более жестокому наказанию, им начинают мстить.
Мы будем надеяться, что, если закон окончательно примут, случаев домашнего насилия станет значительно меньше. Впрочем, все равно стоит задуматься, нужен ли рядом человек, от насилия в отношении вас которого останавливает только уголовный кодекс?
Фото: архив misanec.ru, интернет, СУ СК России по Ульяновской области