Просмотры894Комментарии0

«Пусть твердят, что пишет каждый в 19 лет». Трудно ли сегодня занять свою нишу на небосклоне современной литературы?

Как говорят, сегодня не пишет только ленивый. Каждый из нас хоть раз в жизни пробовал взять в руку перо и написать на бумаге свои мысли и переживания. А есть и такие, кто захотел заняться публицистикой профессионально и даже попробовать издать книгу. Сложно ли сегодня пробиться на небосклон современной литературы, об этом мы поговорили с молодым и талантливым поэтом, членом Союза писателей России, председателем Ульяновского отделения Совета молодых литераторов, автором сборника стихов «Болевой порог», лауреатом многочисленных всероссийских и региональных конкурсов в области литературы Александром Дашко.

– Александр, что значит быть поэтом в наши дни?

–Начнём с того, что быть поэтом – это значит воспринимать мир и окружающую действительность под другим углом. А окружающая действительность рождает какие-то темы и образы, которые мастера пера передают на бумагу. Но в наши дни быть поэтом, наверное, достаточно сложно. Как мы знаем, сегодня интерес общества к литературе весьма скромный. Поэтому быть поэтом сегодня – это прививать любовь к чтению, просвещать людей через личный пример. Но и плюс ко всему нужно иметь твёрдые моральные и эстетические убеждения, потому что слишком много встречается творческих соблазнов, много низкокачественной коммерческой литературы. И чтобы стать мастером художественного слова нужно постоянно работать над собой путём проб и ошибок. Не всегда этот путь будет удачным и благополучным, но это именно тот путь, через который должен пройти каждый молодой литератор.

– Как вы оцениваете современную литературу? Можно ли сегодня найти что-то стоящее на прилавках книжных магазинов?

– Если в советское время была цензура, были серьёзные редактора в издательствах, то есть книга проходила серьёзный отбор, прежде чем попасть на книжные прилавки. Сейчас книгу может издать буквально каждый, если он имеет на то средства. А если есть еще финансирование на собственную раскрутку, то вообще «дело в шляпе». Поэтому серьёзными фильтрами в отборе качественной литературы остаются литературные журналы (например, «Современник», «Москва») и писательские организации, такие как Союз писателей России. Современный литературный процесс объёмен и разнороден, но, тем не менее, во всём многообразии книг встречаются очень хорошие литераторы и среди молодёжи, и среди людей старшего поколения. Поэтому я уверен, что и наше время оставит яркие имена в литературе.

– В наше время заметна такая тенденция, что модно быть поэтом. Много людей пишут и пробуют писать. С чем это связано?

– Процитирую строчку из известной песни: «Пусть твердят, что пишет каждый в 19 лет». Я думаю, писали всегда, что греха таить. Просто раньше писали в тетрадку и показывали только узкому кругу знакомых. А сейчас с развитием интернета появилась возможность заявить о своём творчестве открыто. Оставить, так сказать, свой след в электронных анналах интернета. На сайтах и в социальных сетях создаются многочисленные группы, куда авторы выкладывают свои произведения. Но и плюс, наверное, есть мнение, что поэзия — это самый лёгкий способ выразить себя. Например, чтобы стать художником или музыкантом нужно пройти большой путь, связанный с профильным образованием. А вот литература не требует ничего, кроме ручки и бумаги. Это ошибочное мнение, потому что литературному творчеству тоже нужно серьёзно учиться.

– Поэт – это профессия или хобби? Можно ли сегодня заработать поэзией?

– Поэт – это скорее состояние души, призвание. Можно ли этим заработать? Можно выиграть какие-то премии, стипендии или проводить платные творческие вечера. Но на стабильный большой доход не стоит рассчитывать. То есть это символические суммы. И начинающему автору даже не стоит думать, что он может заработать литературой деньги. Это мысль очень вредит дальнейшему развитию.

– Где сегодня можно зарекомендовать себя молодым авторам?

– На самом деле сейчас для молодых авторов делается много и даже ведётся на государственном уровне поддержка. Форум молодых деятелей культуры и искусства «Таврида» уже несколько лет проводит литературные смены. Союз писателей России проводит различные фестивали, совещания и другие мероприятия. При Союзе писателей России образовалась такая структура, как Совет молодых литераторов, который имеет свои отделения уже в тридцати регионах страны.

У нас тоже есть Совет молодых литераторов, который ведёт работу с молодыми авторами. Мы проводим конкурс «Первая роса», который с прошлого года встал на коммерческие рельсы. Победителю в каждой номинации дают по 30 тысяч рублей. Есть литературная студия во Дворце книги, которую мы ведём с известным ульяновским поэтом Александром Лайковым. У нас в городе существует журнал  «Симбирск», в котором есть рубрика «Молодые голоса». Также регулярно проводятся региональные мероприятия, где можно выступить со своими стихотворениями. Возможностей много. Главное не бояться, не стесняться, не писать в стол, а всё-таки сделать шаг навстречу своему критику, читателям и коллегам по перу. Конечно, литература — это дело одинокое, то есть когда ты пишешь лучше находиться наедине со своим письменным столом. Но когда речь идёт о профессиональном росте, очень важна среда единомышленников, глядя на которых ты будешь расти сам. Нужен ещё наставник, который подскажет нужный путь.

– То есть научить писать человека невозможно и это дар, который даётся свыше?

– Научить писать человека, конечно, невозможно. Проведём такую аналогию с природой. Если за садом не ухаживать, он одичает и станет непригодным. Тоже самое можно сказать и о поэте. Конечно, это дар, талант. Но талант – это природный материал, с ним нужно постоянно работать, он требует огранки. Во-первых, нужно много читать, во-вторых, найти своего редактора, который будет направлять в правильное русло.

– А как отличить хорошее стихотворение от плохого?

– Мы не будем говорить про такие критерии как ритм, размер и так далее. Для меня примером будет являться индивидуальность автора, звучание именно его поэтического голоса, не похожего ни на кого другого. Потому что технику владения словом можно наработать, а если у автора нет своего голоса, то он уже никогда не сможет его обрести, как бы он не старался.

– Интернет-площадка помогает в продвижении произведений? Есть ли возможность, что тебя заметит какое-нибудь известное издательство?

– Есть разные мнения по этому вопросу. Моё мнение, что, скорее всего, нет. Потому что интернет – это настолько обширное явление, где много таких же людей, которые выкладывают свои произведения и в этом общем потоке их, скорее всего, никто не заметит. Вот, например, на сайте Стихи.ру есть хорошие авторы, но они настолько теряются на фоне всего остального, что на них вряд ли кто-то обратит внимание.

– Теперь настала очередь поговорить более подробно о Совете молодых литераторов Ульяновской области. Когда он был организован и какие проблемы вы поднимаете?

– Мы организовались в сентябре 2017 года. Недавно нами был издан сборник молодых писателей. У нас получилась красивая книга, которая называется «Новый Венец». В неё вошли 62 молодых ульяновских писателя и поэта. Многие из них пишут давно и можно сказать, что это сформировавшиеся поэты. Сборник мы презентовали не только в Ульяновске, но и в Москве на фестивале «Красная площадь» летом 2018 года. Другим нашим достижением стало то, что мы провели всероссийское совещание молодых писателей «На родине Гончарова» в июне прошлого года. Приехали ребята из разных городов и в течение двух дней проводились профессиональные мастер-классы, семинары и творческие встречи. В октябре у нас снова заработала литературная студия, куда мы приглашаем молодых дарований. На встречах мы разбираем не только тексты, но и обсуждаем вопросы литературы.

– А как в вашу жизнь пришла поэзия? Расскажите немного о своём творческом пути.

– В детстве мне отец по вечерам вместо сказок читал Есенина, Пушкина, Лермонтова, Блока. И в какой-то момент поэзия меня стала настолько переполнять, что у меня возникло непреодолимое желание написать что-нибудь самому. А писать я начал с 12 лет. Первое моё стихотворение называлось «Утро». Это было отражением моего восторженного восприятия мира. И первые несколько лет я писал в основном о природе. Потом меня начали волновать и более серьёзные темы, какое-то пришло переосмысление ценностей, взросление, что неизбежно для любого автора. Сейчас меня волнуют разные темы, которые и находят воплощение в творчестве.

Блиц-опрос для поэта:

– Любимый автор?

– Всегда моими любимыми поэтами были Сергей Есенин и Михаил Лермонтов. Но со временем круг любимых авторов пополнился. Так, я для себя открыл Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Юрия Кузнецова, но и, конечно, Борис Рыжий, чьё творчество сейчас так популярно в кругах пишущей молодёжи.

– Александра Пушкина вдохновляла осень, а вас?

– Меня вдохновляют все времена года кроме лета. Осенью, зимой и весной мы видим яркие изменения в природе. И безмятежное и статичное лето не вдохновляет, а призывает, чтобы очистить своё сознание от мыслей, отдохнуть и предаться гармонии.  А так, вдохновение даёт сама жизнь во всём её многообразии, то есть какие-то встречи, города, где я бывал, опять же природа, любовь.

– В какое время суток вы любите творить?

– Раньше исключительно в вечернее время. Если днём какие-то мысли и были, то я их записывал в блокнот, а вечером в спокойной обстановке наедине с собой уже дорабатывал. Но  в последние годы это может быть любое время. Утром по дороге на работу и даже во время рабочего дня. Также я могу проснуться среди ночи и записать какие-то строчки.

– Вы выражаете свои мысли на бумаге или за компьютером?

– В процессе творчества я никогда не печатаю, исключительно записываю все свои мысли. Потому что здесь есть какой-то прямой контакт с бумагой. Потом поэтическая мысли столь подвижна, что на компьютере просто не успеваешь всё выразить. А хочется где-то подчеркнуть главную мысль, нарисовать на полях черновика. Поэтому исключительно ручка и бумага.

– Ваши пожелания молодым авторам, которые только начинают свой путь?

– Я бы пожелал, во-первых, воспитывать свой собственный творческий голос, не давать ему сломаться и  затеряться под тоннами ненужного. Во-вторых, любить литературу, а не себя в литературе. И, в-третьих, читать хорошие книги, впитывать в себя лучшее из того, что написали классики и современники. Это очень важно!

Беседовала Екатерина Берендеева.

Александр Дашко

***

По весне так ветрено над Волгой,

словно над страною ураган.

С неба смотрит пристально и долго

вниз голубоглазый мальчуган.

 

Облака – безудержные кони

тень оставят на его челе.

Он заплачет. И, конечно, вспомнит,

что однажды был он на Земле.

 

И дожди прольются над Россией,

одарив цветеньем каждый сад.

Мальчик вспомнит, что он был Мессией,

но забудет то, как был распят.

 

Посреди цветенья, не иначе,

поменяет жизнь привычный ход.

Вновь придет голубоглазый мальчик

и в руках Россию понесет.

 

 

***

Будто капля акварели скверной

засыхает лужа во дворе.

Мы с тобой не встретимся, наверно,

в невозможно теплом сентябре.

 

Бабье лето пролетит как праздник,

только я не ветреный поэт.

Я, как робкий сонный первоклассник,

уроню помявшийся букет.

 

И уйду по раскаленным листьям,

словно йог по колющим гвоздям.

Потому что боль меня очистят,

потому что в счастье жить нельзя.

 

А наутро бородатый дворник,

лишь перцовкой горло промочив,

раскидает листья по задворкам

и забудет осени мотив.

 

* * *

 

Дядя Коля продул мундштук,

пробурчал мне: «Пойдем, покурим».

За окном был трамваев стук,

в голове: «Ну какой ты дурень».

 

Мне семь лет. И обрывочный снег

в стороне, на изломе веток.

Мне казалось, уже третий век

в нашей кухне не видно света.

 

Мне казалось, уже третий век

я не вижу родные лица.

Вечерами под топот и смех

дядя Коля любил напиться.

 

Вот закашлялся. Старый уже.

Как и все в задымлённой кухне.

Да и воздух не стал бы свежей,

даже если бычок потух бы.

 

Мне казалось, уже третий век

этих мелких нелепых бедствий.

За окном был обрывочный снег,

а в душе лишь обрывки детства.

Фото из личного архива Александра Дашко.

20
Справедливый телефон
Коммунисты Ульяновской области отменяют День Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября. «Справедливый телефон» №269 от 05.11.2019
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное