Более миллиарда человек ездят поездами
День железнодорожника отмечается ежегодно в первое воскресенье августа в России и ряде стран — бывших республиках Советского Союза. В 2019 году памятная дата пришлась на 4 августа.
Этот профессиональный праздник работников железных дорог был учреждён в России ещё в 1896 году — его приурочили к дню рождения императора Николая I, начавшего в России строительство железных дорог. В период его правления были построены первая прогулочная железная дорога в Царское Село и первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы. День железнодорожника в те времена вплоть до 1917 года праздновался в июне. После праздник был забыт почти на двадцать лет. Традицию чествовать работников железной дороги вернули лишь в СССР, в 1936 году, установив памятную дату сначала на 30 июля. Позднее празднование перенесли на первое воскресенье августа.
Интересные факты:
— Самой старой станцией РЖД В России считается станция «Болшево» в подмосковном Королеве. Её первая «версия» была построена на линии между Мытищами и Щелково в 1896 году и называлась «Пост Болшево».
— Совсем бесплатным проезд на поездах был только однажды. А именно – в 1837 году, когда в России была открыта первая железная дорога между Петербургом и Царским Селом. В первые три дня на поездах могли прокатиться все желающие.
— Первый электрический поезд в России прошёл по рельсам в 1929 году. Он проследовал по маршруту Москва – Мытищи.
— Сейчас длина эксплуатируемых железнодорожных путей в России составляет около 90 тысяч километров, из них половина электрифицирована. Помимо путей, по которым ходят пассажирские и товарные поезда, нельзя забывать и о технических, служебных путях. Их длина – около 60 тысяч километров.
— Самая длинная железнодорожная магистраль – Транссибирская. Её длина – 9288 километров. Начинается Транссиб, не раз упомянутый в песнях и книгах, на Ярославском вокзале. Сейчас Транссибирская магистраль соединяет Москву и Владивосток. Неподалёку от Иркутска расположена железнодорожная станция под названием «Половина», разделяющая магистраль практически поровну.
— На Транссибирской магистрали находится самая высокая точка, на которую поднимаются российские поезда. Это перегон между станциями «Тургутуй» и «Яблоновая» в Забайкальском крае. Поезда здесь ходят на высоте 1040 метров над уровнем моря.
— Самая холодная точка на РЖД так же находится на Транссибирской магистрали. На этой дороге расположен перегон между городами Могоча Забайкальского края и Сковородино Амурской области. Это место считается настоящим полюсом холода, так как зимой температура здесь иногда опускается до минус 62 градусов.
— По статистике, в год услугами железных дорог в России пользуется 1 миллиард 40 миллионов человек. А обслуживают поезда и пути около миллиона железнодорожников.
— Самый длинный и тяжёлый товарняк прошёл в 1986 году из города Экибастуз на Урал: 43 400 тонн угля поместились в 439 вагонов – в поезд длиной 6,5 километров! Некоторые источники сообщают о ещё более могучем товарняке, который вез 47 тысяч тонн груза. Что характерно, это тоже был уголь.
— Многие поезда имеют личные имена. Как правило, это фирменные поезда с высоким классом обслуживания. Например, из Москвы во Владивосток ходит «Россия», а из столицы нашей страны в Хельсинки можно попасть на «Льве Толстом». Первым фирменным поездом в СССР стала легендарная «Красная стрела», соединившая Москву и Петербург в 1930 году. Сейчас по железным дорогам страны ходит 86 фирменных поездов.