Очень редко на улицах Ульяновска можно встретить людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на креслах-колясках. К сожалению, огромная их часть не могут себе позволить выйти из дома, чтобы сходить в близлежащую больницу или супермаркет. А что говорить про соседний район или улицу – для человека, использующий коляску, это практически невозможно. Общественный транспорт абсолютно не приспособлен для перевозки таких людей, а о хороших дорогах можно только мечтать. Проехать без последствий через наши ямы, бордюры и выбоины не смогут даже самые опытные водители, что говорить о людях на коляске. В Ульяновске наличие пандусов не всегда означает, что ими можно пользоваться – редко у нас строители высчитывают верный угол подъема, ширину пандуса и расположение его конструкций.
“Делать надо не для бумажки, а для людей”
Своими историями о непростой жизни в Ульяновске людей с ОВЗ рассказали две молодые девушки с ДЦП – 29-летняя Ольга Колодич и 28-летняя Диана Незаметдинова. Они обе стараются вести активный образ жизни, жить на полную катушку, но с теми возможностями, которое предлагает государство с программой «Доступная среда», делать это практически невозможно.
– Пандусы далеко не везде удобные для людей с ОВЗ. Такое ощущение, что их поставили именно для галочки. Пандус есть? Есть! Удобно? А это уже не так важно. Главное, что есть, – говорит Ольга Колодич. – Людям не понять, что эти тонкие полоски вдоль лестниц круты и не столько неудобны, сколько просто-напросто страшны. Иногда проще по лестнице спуститься, чем рискнуть пуститься по так называемому «пандусу». Нормальные пандусы должны быть плавными, широкими, так как кресла-коляски у всех разные. Невозможно подогнать под один стандарт, и думать, что любая коляска через эти две тонкие полоски пройдет легко. Не пройдет. Уверяю.
Ольга также отмечает, что дороги в Ульяновске ужасны настолько, что по ним невозможно пройти даже пешком, что и говорить о колясках. Дороги периодически асфальтируют, но толку от них нет. Каждую весну покрытие регулярно «тает» вместе со снегом.
– В моем случае все напрямую зависит от времени года. Ибо летом я “летаю”, зимой “ползаю”, – делится своей историей Диана Незаметдинова. – В спальных районах все дворники на зиму уходят в отпуск до мая. Дороги не чистят. Хорошо, если раз в месяц проедет машина с ковшом. А так дворы зарастают снегом чуть ли не до майских праздников. Пандусы поставлены для галочки. Они очень высокие и неудобные, потому что делать надо не для бумажки, а для людей.
А общественный ли транспорт?
С общественным транспортом в Ульяновске ситуация еще хуже, чем с пандусами, так в городе нет ни одной маршрутки, трамвая или троллейбуса, куда можно было бы подняться на кресле-коляске. Как человеку, использующий коляску, доехать из одного пункта в другой – загадка.
– Общественный транспорт в Ульяновске – это отдельная тема, – поясняет Диана. – Страшно передвигаться на маршрутках. Давно пора их заменить на автобусы, как в Москве, без ступеней. На таких инвалиду-колясочнику передвигаться гораздо удобнее. Я передвигаюсь по городу часто, летом стараюсь везде ездить самой, зимой основной способ передвижения – такси. Зимой приходится просить помощи, потому что в это время года даже доехать до магазина – целое испытание.
В Ульяновске существует услуга под названием «социальное такси». Однако и эта система работает далеко не идеально.
– Обычное такси можно заказать и за час, и за минуту. С социальным автобусом такой фокус не пройдет. Его нужно заказывать заранее, – говорит Ольга.
«Труд без какой бы то ни было дискриминации…»
В России существуют определенные квоты, сколько людей с ограниченными возможностями здоровья могут принять на работу отдельные организации. С 1 декабря 2018 года такая квота для организаций, расположенных на территории Ульяновска и области и имеющих среднесписочную численность работников не менее чем 35 человек, составляет три процента от среднесписочной численности. В пределах этой установленной квоты работодатель в праве трудоустраивать у себя людей с ОВЗ самостоятельно. Или же по направлениям органов службы занятости. Свои предложения о кандидатурах на вакантные места могут представить и общественные объединения инвалидов. Однако в действительности дело обстоит совсем иначе.
– К большому сожалению, я не работаю. Иногда подрабатываю переводчиком, но найти полноценную работу человеку с инвалидностью в Ульяновске очень тяжело. Центр занятости нас “отфутболивает”, мотивируя тем, что наша пенсия больше, чем их зарплата. Никто не хочет слушать, что на пенсию в десять тысяч можно только выживать, – делится своим переживанием Диана.
Недавно с помощью знакомых она смогла «достучаться» до Министерства здравоохранения Ульяновской области. Там ее приняли, выслушали, обещали помочь с трудоустройством. Взяли копии документов, обзвонили работодателей, но все отказали в трудоустройстве из-за одной только фразы в документе “Нетрудоспособна в обычных условиях труда”. Хотя Диана – девушка талантливая. Она выучилась в обычной школе, в 2015 году закончила Медицинский колледж по направлению “Лечебное дело” и владеет испанским и турецким языками.
Аналогичная ситуация и у Ольги. Она учится в авиационном колледже на веб-дизайнера, занимается иппотерапией, участвует в соревнованиях по адаптивному конному спорту. Сейчас подрабатывает рерайтером (обрабатывает текстовые материалы для дальнейшего использования), но признается, что найти постоянную работу не получается.
Недоступная «Доступная среда»
В городе с 2011 года действует федеральная программа «Доступная среда». Именно она должна обеспечивать беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения. Создание доступной среды для людей с ОВЗ позволит им реализовать направления реабилитации – обучение, образование и трудоустройство. Но, по словам наших героинь, доступная среда в Ульяновске только на бумажках.
– Программа требует пересмотра и переработки. Упор нужно делать не на количестве, а на качестве. И не для «галочки», а для народа. Если мы, люди с ОВЗ, являемся полноценными гражданами своей страны, то будьте добры исполнять свои обязанности. А мы будем приносить успехи в соревнованиях, фестивалях и олимпиадах.