На дорогах Ульяновска появилось много частных радаров фото- и видеофиксации. Но большинство таких аппаратов не пресекают нарушения ПДД, а «собирают деньги» для своих владельцев. В ситуации разбирался корреспондент «МГ».
ДТП стало меньше
Первые устройства фиксации скорости автомобилей появились в СССР ещё в 1972 году. С увеличением количества автомобилей на дорогах и из-за нехватки денег в бюджете в 2014 году Совет Федерации и Государственная Дума разработали законопроект, согласно которому установкой и обслуживанием камер фото- и видеофиксации могут заниматься частные фирмы, которые заключают с региональными властями договор об оказании услуг по фиксации нарушений правил дорожного движения автовладельцами. На улицах появились тысячи передвижных радаров.
Это дало результат. С 2014 года количество ДТП в стране резко стало падать и снизилось за четыре года более чем на 30 тысяч (в 2014 году — 199 тысяч ДТП, а в 2018 — 168 тысяч). А количество погибших в авариях уменьшилось почти на восемь тысяч (в 2014 году — 26 тысяч, а в 2018 — 18 тысяч).
— За последние годы количество дорожно-транспортных происшествий в Ульяновской области уменьшилось. Если в 2014 году с января по ноябрь было зафиксировано 1 663 ДТП, то за тот же промежуток в 2018 году их было 1200, — пояснили в ульяновской госавтоинспекции.
Но предприимчивые владельцы радаров стали злоупотреблять доверием и попросту наживаться на водителях. Абсурд — число аварий уменьшилось, а количество выписанных штрафов с каждым годом неуклонно растёт: 131 миллион штрафов за 2018 год, что на 17 процентов больше, чем за 2017.
При этом бизнес стал приносить неплохой доход. Цена переносного радара колеблется от 700 тысяч рублей до 3 миллионов. На удачном месте расположения он окупится за 3-4 года, а дальше предприниматель будет получать уже сверхприбыль.
Судите сами. Если средний размер штрафа за превышение скорости составляет около 500 рублей, то почти 50 процентов штрафов уходит в частные руки. Согласитесь, неплохо.
«Почему я должен платить?»
И на этой почве стали возникать конфликты между водителями и коммерсантами. Некоторые водители даже считают их работу противозаконной и задаются вопросом: «Почему я должен платить частникам?»
— Эти частники наглеют. Прячут свою аппаратуру за отбойник, так ещё и ставят недалеко от знака ограничения скорости. Просто тормозить не успеваешь, а камера всех подряд «ловит», — рассказывает Руслан Т., читатель портала misanec.ru.
Иногда такое противостояние доходит до рукоприкладства и порчи имущества. В прошлом году на Майской горе в Заволжском районе развернулось целое побоище. Сначала неизвестные разбили один радар фотофиксации, а через месяц снесли второй, ещё и избили оператора устройства.
Не предотвращают, а зарабатывают
Изначально предполагалось, что при передаче радаров в частные руки их количество увеличится и тем самым меньше станет опасных участков дорог. Но вот только камеры стали появляться не там, где есть опасность ДТП, а там, где можно больше заработать. И речь о безопасности движения не идёт.
Переносной радар может менять своё местоположение каждый день. К тому же его очень сложно заметить. В отличие от стационарных радаров, которые размещаются зачастую на столбах, перед переносными радарами не устанавливаются предупреждающие дорожные знаки. Правило «не оштрафовать, а обеспечить безопасность на дорогах» здесь не действует.
— Каждый такой радар должен устанавливаться строго по инструкции, —поясняет Никита Романов, специалист по продаже автомобильной электроники. — В ином случае он может считывать скорость с ошибкой, и тогда водителю придётся платить за нарушение, которого он не совершал.
Более того, хитрые коммерсанты начали прятать камеры за деревьями и столбами. Так, радар на Президентском мосту в Ульяновске стоит прямо за столбом и «подсматривает» за водителями через небольшую щель. Заметить его сложно. Водитель, который поздно замечает радар, начинает резко тормозить, и на дороге создаётся аварийная ситуация.
Кстати, есть определённый свод правил, согласно которому, например, радар должен находиться на расстоянии трёх метров от края проезжей части.
— В случае, если были нарушены правила установки и эксплуатации радара, необходимо зафиксировать это и потом оспорить в суде решение о назначении штрафа за нарушение ПДД, — говорит ульяновский автоюрист Ирина Устинова.
Но многие водители не всегда понимают, что их зафиксировали как нарушителей. А после того, как приходит штраф, большинство не собирается выяснять все обстоятельства и ходить по судам. На это и расчёт недобросовестных коммерсантов.
Может, стоит передать право на использование радаров государственным органам? Тогда и порядка на дорогах будет больше.
А как у них?
Много ли камер в Европе? Сразу скажем, что радаров и камер в Европе очень много. Особенно в странах западной Европы. Можно сказать, что чем цивилизованней страна, тем больше в ней будет камер. В одних странах их больше, например, в Бельгии по четыре камеры на перекрестке, (и это не в большом городе, а в маленьких поселках), а в Праге, на основных улицах камеры висят через два столба на третьем. В других странах (на Балканах), стационарных камер поменьше, но зато чаще встречаются живые «засады». В некоторых странах (типа Албании) со стационарными камерами напряженка.
На магистралях камер тоже хватает. Впрочем, практически во всех странах, перед стационарными камерами на трассах висят предупреждающие знаки, хотя, например, во Франции их нет (а камеры — есть). При этом, встречаются и надписи вроде: «На данном участке осуществляется электронный контроль скорости провинциальной (т.е. местной) полицией».
Встречаются на дорогах и мобильные камеры контроля скорости (то есть, обычные треноги с коробочкой, или стоит на обочине «интересный» автомобиль с камерой на крыше) — совсем как у нас.
Антон НИКОЛАЕВ.