Берегись велосипеда!
В мае в Ульяновской области открылся велосезон. На улицы города сразу же хлынул поток любителей двухколёсных транспортных средств. Но не стоит забывать, что велосипедист — это один из самых уязвимых участников дорожного движения.
Так, 15 мая на улице Рябикова в Засвияжском районе неустановленный водитель «ВАЗ-2114» не справился с управлением, наехал на металлическое ограждение справа, а после — на велосипедиста, движущегося в попутном направлении. В результате ДТП 56-летний велосипедист обращался за медицинской помощью, ему назначили амбулаторное лечение. И таких случаев немало, причём как по вине водителей, так и по вине велосипедистов.
Но нужно учитывать, что Ульяновск пока что не приспособлен для велосипедистов, хотя власти постоянно ведут разговоры о развитии велоинфраструктуры.
Особо и не покатаешься
Облправительство сообщило, что в 2019 году на обустройство велодорожек в регионе планируется направить 47,5 млн рублей. Работы проведут в 10 муниципалитетах на 10 объектах, площадь строительства составит более пяти километров.
— Сейчас действуют семь подразделений, которые занимаются вопросами велодвижения в муниципалитетах. В областном департаменте автодорог закреплён куратор, который координирует работу районов, связанную с развитием велоинфраструктуры. Такая структура не позволяет в полной мере обеспечить взаимодействие с муниципальными образованиями. В ближайшее время мы проработаем этот вопрос, чтобы усовершенствовать и улучшить двустороннюю связь. Вместе с тем в планах при строительстве пешеходных зон в населённых пунктах нужно учитывать возможность расширения тротуара, предусматривать велодорожку, — заявил министр промышленности и транспорта Ульяновской области Дмитрий Вавилин.
Только вот почти 50 миллионов рублей на пять километров велодорожек — согласитесь, много. Да и ситуация пятигодичной давности может повториться, когда в 2015 году была разработана и утверждена комплексная программа развития велодвижения и велоинфраструктуры в Ульяновской области до 2020 года и на которую было выделено более двадцати миллионов рублей. До двадцатого года осталось всего ничего, но ситуация, по мнению велосипедистов, особо не улучшилась.
— Велоинфраструктура в Ульяновске развита слабо и в основном представлена всякого рода велопарковками. Есть несколько велодорожек, хотя в последнее время наметилось положительное движение в этом направлении. Но, как правило, на велодорожках много пешеходов. Культуры у нас ещё нет. Немного улучшилось отношение у водителей. Стали чаще замечать нас на дороге, — рассказывает Александр Бородин из клуба ульяновских велосипедистов «Ulbike».
А вот в соседних регионах дела обстоят получше. Альметьевск Республики Татарстан иногда называют велостолицей России. Там на 150 тысяч жителей приходится около 50 километров велодорожек. Работает система дешёвого велопроката (час аренды велосипеда — 50-100 рублей, в Ульяновске — 500 или даже больше), прямо на улице установлены небольшие «станции» саморемонта велосипеда. И даже урны оборудованы чуть выше и слегка наклонены, дабы велосипедистам было удобнее выкидывать мусор на ходу.
Соблюдай правила!
Велосипедисты обязаны соблюдать ПДД. Согласно им, велосипед является «транспортным средством, имеющим два колеса или более и приводимым в движение мускульной силой людей, находящихся на нём». Он может также иметь электродвигатель мощностью, не превышающей 0,25 кВт, который автоматически отключается при разгоне скорости до 25 километров в час (кстати, в этом году подобные средства передвижения стали популярны).
Велосипедисту, как и любому водителю транспортного средства, грозит штраф за вождение в нетрезвом виде. Более того, если владелец велосипеда передаст своего двухколесного легкового «коня» нетрезвому другу, то это также несёт за собой ответственность.
При повороте или остановке велосипедист должен подавать специальные знаки с помощью рук. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота — вытянутая правая рука. При остановке любая рука поднимается вверх.
Двигаться велосипедисты должны: по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов; по правому краю проезжей части; по обочине; по тротуару или пешеходной дорожке. Каждый последующий пункт подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют. Например, если нет велодорожки, то только тогда велосипедист имеет право передвигаться по краю проезжей части.
Стоит помнить, что движение по обочине и краю проезжей части строго запрещается велосипедистам, которым не исполнилось 14 лет. А при движении по тротуару или пешеходной дорожке нельзя создавать помехи движению пешеходов. В случае необходимости велосипедист должен слезть с транспортного средства и продолжить движение как пешеход.
Запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Для этого велосипедисту необходимо совершить маневр пешком, уже по правилам для пешеходов. То же самое следует делать при переходе дороги по пешеходному переходу. По данным ульяновского ГИБДД, именно это нарушение является самым распространённым.
Вообще штрафы за нарушения ППД для велосипедистов варьируются от 800 до 1500 рублей, в зависимости от того, был ли нанесён ущерб другим лицам.
Самокаты, ролики, скейтборды — также весьма распространённые средства передвижения. Но их не следует приравнивать к велосипедам. По правилам ПДД, использующие их граждане приравниваются к пешеходам и обязаны соблюдать правила для пешеходов. То есть им рекомендуется двигаться по тротуарам, а не по велосипедным дорожкам.
Вот такие простейшие правила. Но у нас, как всегда, две беды — дураки (водители, пешеходы и велосипедисты, которые не знают ПДД) и дороги (точнее, велодорожки, которые всё никак не сделают по всей области).
Антон НИКОЛАЕВ.