К концу столетия из-за глобального потепления лето станет жарче, также увеличится число мощных гроз и дней с безветренной погодой. Все это негативно повлияет на жизнь городов Северного полушария Земли, пишут ученые в журнале PNAS.
“Циклоны в умеренных широтах помогают “перемешивать” воздух и уменьшать уровень его загрязнения, их ослабление во время лета ухудшит качество жизни в крупных городах. Вдобавок нас ожидают более разрушительные грозы и более долгие и опасные волны жары”, — заявил Чарльз Гертлер из Массачусетского технологического института (США).
Одним из последствий глобального потепления считаются так называемые “экстремальные погодные явления” — периоды аномальной жары зимой или холода летом, волны жары, недельные проливные дожди, засухи и прочие феномены, связанные с “неправильной” погодой. К примеру, потоп в Крымске в 2012 году и летняя жара в России в 2010-м считаются одними из самых ярких примеров подобных явлений.
И их частота будет только расти по мере дальнейшего развития глобального потепления, такие явления будут охватывать все большие территории. Это приведет, как показывают расчеты западных климатологов, к резкому увеличению смертности: каждый “лишний” градус жары летом будет повышать число умерших людей на 5%.
Гертлер и его коллега Пол Горман подготовили первый точный прогноз того, как глобальное потепление и связанные с ним перемены в характере круговорота энергии между атмосферой, гидросферой и почвой Земли повлияют на частоту появления подобных явлений летом.
Их интересовала работа так называемого цикла Лоренца — круговорота энергии в атмосфере и связанного с ним процесса превращения потенциальной энергии тепла в кинетическую энергию воздушных масс. Впервые эту связь открыл и математически описал американский метеоролог Эдвард Лоренц — автор “теории хаоса” и изобретатель термина “эффект бабочки”.
Ученые давно спорят, как глобальное потепление влияет на этот “круговорот”, делает ли рост температур его более нестабильным и как на нем отражается то, что атмосфера начинает запасать больше энергии. Подобные дискуссии, как отмечает Гертлер, обычно касаются экваториальных и тропических широт, где рождаются главные “переносчики” этой энергии — мощнейшие циклоны и ураганы.
Американские климатологи решили изучить, как изменение климата влияет на подобные процессы в умеренных широтах, где сосредоточена большая часть населения Земли и ее промышленного потенциала.
Для этого они проанализировали, как менялся средний уровень потенциальной энергии, запасенной в атмосфере средних широт, в последние 40 лет, используя данные с климатических спутников и наземных станций слежения. Оказалось, ее количество плавно, но достаточно быстро уменьшалось за все это время, падая на 1,5% каждые десять лет.
Эти тренды, как показывают расчеты ученых, продолжатся, что приведет к резкому ослаблению циклонов в умеренных широтах, уменьшению переноса тепла с юга на север, усилению проливных дождей и бурь, а также к росту числа жарких дней, когда ветер вообще не дует.
В ближайшее время исследователи планируют составить более детальные прогнозы для каждого континента Земли и ее крупнейших регионов. Горман и Гертлер надеются, что климатические карты помогут местным жителям и властям лучше подготовиться к наступлению “нового” лета.