Роскомнадзор проверяет компании Burger King и Procter&Gamble на соблюдение требований законодательства РФ о локализации хранения персональных данных в России. Как рассказал журналистам врио замглавы Роскомнадзора Юрий Контемиров, результаты проверки будут озвучены во второй половине февраля.
“Сейчас как раз идут проверки в отношении компаний Procter&Gamble и Burger King. Вопросы локализации проверяются в отношении этих компаний, – сказал он. – Результаты будут во второй половине февраля”. Контемиров пояснил, что это плановые проверки.
Представитель Procter&Gamble сообщил ТАСС, что компания оказывает содействие Роскомнадзору. “В настоящее время Роскомнадзор действительно проводит плановую проверку в отношении P&G при активном содействии со стороны компании. Оперативная информация о ходе и результатах мероприятия имеется в распоряжении федеральной службы”, – отметил представитель P&G. В Burger King не ответили на запрос ТАСС по поводу проверки.
Закон о хранении персональных данных, вступивший в силу 1 сентября 2015 года, обязывает компании хранить и обрабатывать персональные данные граждан РФ на территории России. За неисполнение этого закона Роскомнадзор 21 января возбудил административные дела в отношении американских компаний Twitter и Facebook за неисполнение закона о локализации баз персональных данных российских пользователей на территории РФ. В ведомстве отметили, что компании предоставили формальные ответы на требования подтвердить локализацию баз персональных данных российских пользователей в России, без конкретики о фактическом исполнении законодательства на текущий момент и о сроках исполнения данных норм в будущем.
Глава Роскомнадзора Александр Жаров в декабре 2018 года направил в компании уведомления о необходимости соблюдения законодательства РФ в области пользовательских данных. По словам главы ведомства, компании должны были предоставить юридически значимые ответы, либо не ответить, что означает: “Нет”. В случае отрицательного ответа глава Роскомнадзора пообещал возбудить административные дела и оштрафовать корпорации на 5 тыс. рублей. Срок, в течение которого они должны будут локализовать базы данных, – от шести месяцев до года.
Контемиров напомнил, что Роскомнадзор предлагал представителям Twitter встретиться в январе для обсуждения исполнения законов РФ. “Они написали, что не могут. Сейчас мы ждем от них информации с предложением конкретных дат, когда они смогут”, – добавил он.
Врио замглавы Роскомнадзора также отметил, что представители соцсети Linkedin, которая была заблокирована в 2016 году за неисполнение требования закона о локализации хранения персональных данных, не обращались в ведомство с вопросом о разблокировке. Обращений по этому вопросу в ведомство также не поступало и от ее владельца – американской Microsoft.
Статистика по локализации хранения персональных данных
Роскомнадзор ограничил доступ к более чем тысяче сайтов в 2018 году за несоблюдение законодательства об обработке персональных данных россиян, рассказала замначальника управления по защите прав субъектов персональных данных Роскомнадзора Альфия Гафурова в ходе выступления в рамках дня открытых дверей на тему “Защита прав субъектов персональных данных”. “Роскомнадзором приняты меры по ограничению доступа к 1 тыс. 101 интернет-ресурсу, содержащему персональные данные, обработка которых нарушает требования законодательства в области персональных данных”, – привела она статистику работы ведомства в 2018 году. Кроме того, Роскомнадзор за прошедший год направил операторам персональных данных 1 тыс. 625 требований о соблюдении требований законодательства, также было составлено 55 протоколов об административных правонарушениях.
Количество обращений граждан на тему персональных данных, поступающих в Роскомнадзор, растет с каждым годом, отметила Гафурова. “С 2012 года по настоящий момент в Роскомнадзор поступило около 180 тыс. обращений. Только за 2018 год в наш адрес поступила 41 тыс. обращений”, – пояснила она.
По ее словам, больше всего жалоб на нарушение законодательства РФ в части обработки персональных данных россиян поступает на банки и кредитные организации, на втором месте по количеству жалоб – интернет-сайты, а на третьем – коллекторские агентства. Замначальника управления по защите прав субъектов персональных данных Роскомнадзора рассказала, что чаще всего пользователи жаловались на отсутствие правовых оснований для обработки персональных данных, хранение данных за пределами РФ и передачу данных третьим лицам для взыскания кредитной задолженности.