Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

Из архива. Корабль-убийца!

За 20-летнюю историю «Молодежной газеты» вышло много интересных и эксклюзивных материалов. 5 июня будет ровно 35 лет со дня страшной трагедии на теплоходе «Александр Суворов». «Молодежка» не раз писала об этом и даже публиковала уникальные фотографии. Одна из таких статей вышла в июне 2008 года.

Как это было

Трагедия произошла 5 июня 1983 года в 21 час 40 минут. За несколько минут до столкновения люди кинулись занимать места в кинозале — начинался показ «Возвращения святого Луки». Кто-то, не найдя свободных кресел, вернулся в каюты ни с чем, даже не предполагая, что вытянул у судьбы счастливый билет… А кто-то остался на верхней палубе. В погожий вечер отдыхающие собрались у бортов и наслаждались проплывающими мимо видами Ульяновска.

Когда до моста оставалось меньше пяти минут ходу, береговая диспетчерская служба с ужасом увидела, что теплоход на всех парах несется в 6-й — низкий пролет моста. С этой минуты «Александр Суворов» был обречен. Дело в том, что 6-й пролет не приспособлен для прохода под ним таких судов. Он значительно ниже, чем 8-й, под которым и должен был пройти корабль.

Диспетчеры в панике стали отправлять на судно радиосигналы, которые оставались без ответа. В отчаянии с берега выпустили несколько сигнальных ракет, предупреждая об опасности, но теплоход неумолимо двигался навстречу гибели…

Спустя несколько минут раздался страшный скрежет, и мостом снесло всю верхнюю палубу вместе с людьми, рестораном и кинотеатром…В эти же минуты по речной переправе ехал грузовой поезд. От столкновения он сошел с рельсов… Над теплоходом, протаранившим мост, повисли вагоны. На выживших пассажиров, словно добивая, посыпались бревна и уголь…

Волжская вода покраснела в считаные минуты, а судно, даже лишившись верхней палубы, не остановилось, а миновало мост и заглохло, пройдя еще более двухсот метров…

Пока верхняя палуба превращалась в мясорубку, пассажиры в каютах даже не подозревали о случившемся. Лишь незначительный толчок — вот и все, что они почувствовали в момент катастрофы. Кошмар начался после того, как люди увидели, во что превратилась верхняя палуба… Люди в отчаянии искали родных и не могли найти: людей раздавливало и рвало на части, а кровь стекала рекой по стенам нижних палуб «Суворова»…

Со слов очевидцев

Я прибыл на место крушения одним из первых, — рассказывает Станислав Александрович Домбров, в то время занимавший пост начальника пожарно-технической части КБЖД. — Диспетчер сообщил, что на мосту сошел с рельсов грузовой состав и над водой повисла цистерна с бензином. В мою задачу входило предотвратить возгорание. То, что я увидел на месте, стояло перед глазами еще несколько лет. Люди были еще живы, они плавали в воде, кричали, многие даже не понимали, что лишились руки или ноги…

Самое обидное, что многие, даже не смертельно раненные, просто утонули. Если б они знали, что в районе опор моста глубина всего полтора метра. Подплыв туда, они могли бы спастись…

Именно возле опоры спасатели нашли капитана теплохода. В ту ночь он спал в своей каюте, ему предстояло сменить в капитанской рубке своего помощника Митенкова. Во время удара и капитанская рубка, и каюта капитана, находившиеся на верхней палубе, были сметены.

Как спасся капитан? Возможно, его просто выбросило за борт, по другой версии — капитан прыгнул в воду сам, увидев надвигающуюся опасность… Как бы там ни было, капитану несказанно повезло — он избежал серьезных травм и сумел спастись. Позже Клейменов был осужден на десять лет. Из них он отсидел шесть, после чего был условно-досрочно освобожден, но, едва оказавшись на воле, он умер от сердечного приступа. Однако все это было потом…

А тогда на мосту кипели спасательные работы.

Мы перекачивали топливо с накренившейся и буквально висевшей над теплоходом цистерны, — продолжает Станислав Александрович. — Ведь если бы на борт «Суворова» попало хотя бы ведро горючего, то он вспыхнул бы, словно факел, и сгорел в течение 15 минут. Но нам с помощью спецтехники военно-технического училища удалось справиться. После этого я несколько дней не мог ни есть, ни спать… Не мог забыть кровавую воду

Стая «стервятников»

На ликвидацию последствий аварии были брошены практически все городские спецслужбы. Но рук не хватало, собирали тела и простые волонтеры-ульяновцы.

Когда мужчины приезжали на место аварии, их заставляли выпить стакан водки, давали резиновые перчатки и отправляли собирать тела погибших. Один из таких волонтеров рассказывал, что водка вообще «не брала» мужиков. Люди, которые в большинстве своем до этого никогда не сталкивались со смертью, были вынуждены разбирать горы тел и грузить их в рефрижераторы, содрогаясь от запаха крови и разлагавшихся тканей.

Но среди людей, прибывших грузить в машины покойных, были и те, кто приехал не помочь, а поживиться. Многие волонтеры собственными глазами видели, как «стервятники» срывали с тел и того, что от них осталось, цепочки, серьги, кольца. А некоторые в спешке просто отрубали женщинам пальцы с перстнями…

Пир во время чумы быстро пресекли. Сотрудники УВД навели порядок и убрали всех мародеров с места трагедии.

Казалось, что в то лето Ульяновск стал филиалом ада. В переполненных больницах наши врачи находились сутками, пытаясь помочь всем пострадавшим, в помощь им прибывали специалисты из других регионов. А гостиницы города стали местом скорби и плача — съезжались родственники погибших и пропавших без вести.

В то лето в Волге мало кто отваживался купаться. Тела жертв катастрофы еще долго вылавливали не только в Ульяновской области, но и вниз по течению вплоть до Самары. Как говорят, вода отдавала не только утопленников. Спустя несколько лет один из жителей Майны рассказывал, что местные вылавливали купюры и сушили их на веревках. Якобы улова хватило на строительство нескольких домов…

Причины гибели

Что стало причиной катастрофы на Волге? Версий выдвигалось множество — от мошенничества со страховкой до террористического акта.

Официально причинами была названа халатность штурмана и диспетчера. В 1998 году «Молодежная газета» впервые в России опубликовала фотографии катастрофы «Суворова», а наши журналисты встретились с Георгием Дмитриевичем Демидовым, работавшим в то время следователем КГБ по Ульяновской области.

Следствие продолжалось недолго, — рассказывал Георгий Дмитриевич, — всего несколько дней. Причину трагедии определили быстро — грубая ошибка старшего помощника капитана. Члены команды привыкли к тому, что судоходные пролеты, как правило, располагаются посередине моста, а старпом забыл, что наша переправа имеет наклон к левому берегу. И он, запросив порт об уровне воды, спокойно повел судно навстречу смерти. Старпом прекрасно знал, где надо было проходить, но… Катастрофа «Суворова» — результат банального разгильдяйства.

Злой рок

После крушения теплоход долго ремонтировали, а потом передали из Волго-Донского пароходства в Нижегородское. Люди говорили, что когда двигатели корабля впервые включили после ремонта, на борту запахло кровью. Запах трагедии выветрился только спустя несколько недель…

Теплоход так и не переименовали, хотя после таких серьезных трагедий принято давать кораблю новое имя.

А в преддверии «черного юбилея», 31 мая 2008 года, с теплоходом произошла очередная авария. Судно, следовавшее в Тверь с 300 пассажирами на борту, столкнулось с одним из шлюзов на канале имени Москвы. К счастью, никто не пострадал. В этот раз причиной аварии также стал человеческий фактор, но, несмотря на все заявления механиков об исправности судна, за теплоходом «Александр Суворов» уже закрепилась дурная слава…

«Молодежка» разыскала свидетелей той страшной трагедии. Они поделились своими воспоминаниями.

— Я тогда учился в 8-м классе, как раз начались экзамены. О трагедии узнал вечером из сообщения в программе «Время». На следующий день выходили на волжский косогор и видели повреждённый теплоход, который отбуксировали к заволжскому берегу. На запасных путях Старого вокзала – я живу неподалёку – около недели гудели вагоны-рефрижераторы. Там находились останки людей, погибших во время крушения «Суворова», — рассказал известный ульяновский краевед, ведущий архивист Государственного архива Ульяновской области Антон Шабалкин.

Отец одноклассницы Антона работал в Управлении КГБ, а его жена – в школе № 11. Она рассказывала, со слов мужа, что верхняя палуба представляла собой буквально месиво из человеческих внутренностей, крови, фрагментов тел. Матросы с «Суворова» наотрез отказались её отмывать. Тогда туда направили из Ульяновска то ли заключённых-«химиков», то ли 15-суточников. И они сильным напором воды из пожарных шлангов смывали это кровавое месиво в Волгу.

— После окончания школы я стал работать в Ульяновском областном архиве. В 1985-1995 годах его возглавляла Лидия Романовна Хлопина, ответственный и неравнодушный человек. Во время катастрофы Лидия Романовна работала в отделе здравоохранения Ульяновского обкома КПСС, всё видела и участвовала в ликвидации её последствий. К сожалению, Лидия Романовна пять лет как ушла из жизни, поделился краевед.

По её словам, на теплоходе было много передовиков-шахтёров, награждённых путёвками за успехи в труде. Был случай, когда один из пассажиров отстал в предыдущем городе, потом нагнал теплоход в Ульяновске и погиб… Что одна искалеченная девушка успела прошептать: «Скажите маме, что я жива», а через несколько секунд умерла.

 

Четырехчасовая пробка

 

— На постоянное место жительства в Ульяновск наша семья приехала только в 1987 году. Новость о крушении «Александра Суворова» широко обсуждалась – от Воронежа, где мы жили, до Еревана, в который переехали. За отсутствием фактов многое домысливалось. Ходили упорные слухи о диверсии, что некие враги и рассчитали фактор «родины Ленина», и «подгадали» под поезд, чтобы максимизировать число жертв, — прокомментировал краевед, научный сотрудник музея-заповедника «Родина В. И. Ленина» Иван Сивопляс.

Мама его супруги — Антонина Николаевна Григорьева — была очевидицей трагедии. Вечером она ехала из-за Волги на работу в центр, в ночную смену – она работала на телефонной станции. Часть брёвен из товарного поезда, ехавшего по железнодорожному мосту, после удара «Суворова» посыпалась на автомобильную часть моста, перекрыв дорогу, отчего образовалась пробка. Автобус простоял в ней четыре часа. Ничего конкретного не видели, но было очень страшно.

Exit mobile version