Председателем жюри областного XII фестиваля театров «Лицедей-2018», проходившего на минувшей неделе в Ульяновске, стал актер, которого миллионы россиян помнят как дядю Юру из «Спокойной ночи, малыши!». В откровенном разговоре с корреспондентом «Молодежки» Юрий Григорьев рассказал о своем видении проблем российского искусства и образования.
— Юрий Герасимович, помимо ролей в театре и кино, вы известны как ведущий обучающих программ. В связи с этим не могу не спросить: как вы оцениваете состояние образования в стране?
— Это грустная тема. На данный момент всё, что касается образования, находится в глубоком провале. Особенно негативно сказались различного рода укрупнения школ и детских садиков. Приведу лишь один пример: у меня есть знакомая, которая много лет заведовала детсадом в Москве. Знала в своем хозяйстве всё от и до. Сейчас же у неё семь садиков и она физически не может уследить за всеми. И самое главное, что это совершенно не приносит никакой экономической выгоды. Со мной согласны и педагоги и руководители школ, детсадов.
Помню, как в 90-е выживали ученые на голом энтузиазме. Сейчас дела налаживаются, но новая система образования, подготовки научных кадров совершенно не приносит должные результаты. Все сходятся во мнении, что нужно возрождать прежнюю, советскую, практику.
— То есть вы поддерживаете мнение, что перенимать западный опыт для России не всегда во благо?
— Судите сами: из 16 телепрограмм для детей в эфирной сетке центральных телеканалов лишь пять имеют русское название. И только один канал снимает свою продукцию. Остальные показывают 80 и более процентов западного контента. А ведь они призваны воспитывать наших детей с нашей душой.
Много лет назад мы заказали кукол для передачи «Спокойной ночи, малыши!» в Великобритании. У английских изделий была уникальная механика, они намного нас обогнали. Матрицы, разумеется, были нашими. Привезли. Артисты не могли нарадоваться: куклы могли прекрасно двигаться, шевелить ушами, работать лапками. А снимать оказалось невозможно. Вместо нашего родного Хрюши, которого хотелось расцеловать, перед детьми предстал бы настоящий вепрь, к которому и подходить-то страшно. Во всей внешности куклы была заложена сумасшедшая злоба. Так эти «англичане» и не появились ни в одной программе. Наверное, кто-то их забрал себе – хулиганов пугать.
— Невольно хочется сказать: «и слава Богу!». Ибо на классических куклах передачи выросло не одно поколение россиян. Кстати, а как вы объясняете феноменальный успех и долголетие «Спокойной ночи, малыши!»?
— Мы проводили совместное исследование с психологами — и пришли к выводу, что герои передачи наиболее точно отражают четыре основных характера взрослых людей: застенчивый и интеллигентный заяц Степашка, верный пес-защитник Филя, всезнающая ворона Каркуша. Ну и как же обойтись без веселого поросенка-шалуна Хрюши? Помню, мы ездили по стране на концерты с героями «Спокойной ночи, малыши!». Залы на тысячи мест всегда были переполнены, дети смотрели нас даже с галерки.
— А почему вы покинули программу? Ведь вы отдали ей столько лет!
— Начались новые времена. Пришли ведущие, которые должны были поднять рейтинг программы. Но ведь недаром говорят, что для детей нужно играть как для взрослых, только еще лучше. Не каждый большой артист сможет понравиться малышам, это особый дар. Ведь дети намного более чуткие зрители, сразу чувствуют любую фальшь. И потом приглашать Оксану Федорову логичнее было бы в программу для пап (смеется).
— В последние годы вас не видно на большом экране. Совсем перестали сниматься в кино?
— Почему же? Снимаюсь, просто таких знаковых ролей уже нет. В 90-е у меня был огромный перерыв, я тогда отказался от многих предложений, не потому, что такой капризный, просто не хотел появляться в «чернухе». Коллеги по цеху говорят, что зря, выпал из обоймы — подзабыли. Но меня вполне устраивает работа в театре и на телевидении.
— Кстати, о кино. Как вы относитесь к потугам молодых режиссеров снимать ремейки?
— Впечатление двоякое. К примеру, та же «Ирония судьбы-2» была снята талантливо и интересно. Но в большинстве своем ремейки не получаются достойными работами.
— Вы являетесь председателем жюри XII фестиваля театров Ульяновской области «Лицедей-2018». Не могу не спросить: как оцениваете мастерство ульяновских артистов?
- Я не впервые в Ульяновске — и не могу не отметить, что уровень театра несоизмеримо возрос. Связываю это с тем, что «вырос» еще и ваш зритель. Люди устали от мишуры, желают видеть постановки для серьезного, думающего зрителя. Благодаря этому театры значительно поднимают планку. Мне очень интересно было познакомиться с оригинальными постановками на большой сцене драматического театра и в креативном пространстве «Квартал». Что касается критериев оценки, то, даже если режиссерское решение мне не близко, я смотрю, насколько талантливо это сделано. И спектакли в Ульяновске меня приятно порадовали.
Записал Даниил СТАРКОВ.