В редакцию «Молодежки» обратился 65-летний пенсионер-инвалид первой группы, Юрий Лестин, из села Русские Горенки Карсунского района и с болью в сердце поведал нам о своем бедственном положении. Корреспонденты «Молодежки» сразу же выехали на место.
Старая деревянная избушка стоит на окраине небольшого села. Но из-за снега на машине до неё не добраться: дороги нечищеные. Поэтому пошли пешком. Нас с радостью встретила жена Юрия Ивановича — Лиза Васильевна. Она сказала, что мы первые, кто приехал к ним за долгое время. Семейная пара живет бедно, ей приходится на многом экономить. В комнатах прохладно и темно, спертый воздух. На высокой и явно неудобной для инвалида кровати нас и встретил хозяин — Юрий Иванович.
Так невозможно жить
— Я всю жизнь проработал в колхозе, был механизатором, трактористом, скотником, мастером-наладчиком, — начал свой рассказ пожилой мужчина. — В это же время, в 1977 году, я встретил свою будущую жену Лизу. Мы с ней поженились и жили счастливо, пока она не потеряла ребенка, после чего ей диагностировали психическое заболевание и поставили инвалидность второй группы. С тех пор мы живем одни. В 2000 году у меня случилось три инфаркта и мне диагностировали сахарный диабет. Но в 2007 году из-за болезни мне ампутировали левую ногу. Десять лет я жил с протезом и справлялся со всем хозяйством в доме. В общем, не жаловался. А в 2017 году, в октябре, снова из-за болезни ампутировали и другую ногу. Теперь моя жизнь проходит на этой кровати, так как сам я передвигаться не могу. В ноябре моя жена обратилась в районную соцзащиту с просьбой о помощи и предоставлении мне протезов, а там ей ответили, что ему протезы не нужны, он ходить не будет. Но ведь они не вправе решать за меня! Помимо протезов, я не получаю ни памперсов, ни пеленок, ни матраца от пролежней. Говорят, что нужно похудеть, чтобы получить протез. А как же остальное? Мне сказали: «Вот если бы он ходил под себя, тогда бы давали ему памперсы». Они думают, что я каждый раз встаю и иду в туалет? Но соцзащита даже не приезжала ни разу. И наш участковый терапевт Алексей Лазарев ко мне ноль внимания. Я звонил и нашему главе администрации сельского Горенского поселения, но он всё время говорит, что ему некогда.
ВСЁ НА ПЛЕЧАХ ЖЕНЫ
— Вот уже 40 лет мы с Лизой в браке, — сказал Юрий. — Она ухаживает за мной всё это время. Всё на её хрупких плечах: и поднимет, и намоет, и накормит, ногу перевяжет, и встать поможет. Мы просили, чтобы ей сделали опекунство надо мной, однако нам отказывают из-за её болезни. Хотя все эти годы и особенно сейчас только она моя опора! А в нашем селе больше нет никого, на кого можно было бы оформить опекунство, тут все такие же, как и мы.
НА ЧТО ЖИТЬ?
Как жить — семья Лестиных не знает. Вся пенсия уходит на лекарства, ведь постоянно необходимо менять перевязку на ноге, нужны бинты, мази, пеленки, пластырь, перекись водорода. Приходится с рук доставать самые дешевые памперсы, на одну пачку уходит 400 рублей. А в Карсуне они стоят 600 рублей (10 памперсов даже на неделю не хватает). Но до Карсуна еще нужно добраться.
— Этим занимается моя жена, которой и самой нужно покупать лекарства, а доехать до Карсуна стоит 100 рублей на автобусе, — посетовал Юрий Иванович. — Нужно покупать еще и полоски для глюкометра. Раньше лекарства нам давали бесплатно, сейчас, кроме инсулина, ничего. Десять шприцов дают на месяц. А нужно 20 как минимум… Так как я сейчас работать не могу, приходится покупать за семь тысяч колотые дрова.
По закону инвалиду первой группы должны давать матрац от пролежней, специальный туалет, три памперса в день или пеленки.
В Департаменте министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия по Карсунскому району нам ответили, что и рады бы помочь, но в ИПР (Индивидуальная программа реабилитации — это документ, разработанный медико-социальной экспертизой) Юрия Ивановича не прописано, что эти вещи необходимы, а прописать всё это они не имеют права.
В Главном бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области сказали, что пенсионеры без ног не имеют права получать памперсы, если у них нет проблем с мочеиспусканием. Таков закон, такова система. Интересно и то, что про Юрия Ивановича и Лизу Васильевну там знают. Но помочь, по их словам, никак не могут. Получается, что инвалидом, да еще без ног, у нас быть просто опасно.
Юрий Иванович просит одного — внимания, чтобы чиновники из районной администрации, МСЭ (медико-социальная экспертиза), соцзащиты наконец-то его заметили и помогли, потому что выживать таким образом дальше у больного пенсионера уже нет сил.
Когда мы уходили, то его супруга Лиза Васильевна в знак благодарности, что их навестили, дала нам подарок — пакет с луком ! Почему с луком? Да потому что дать им больше нечего. А так хочется спокойной старости…
Динара ЗАБЫВЧИВАЯ.