Практически все ребята проходят через злые шуточки со стороны сверстников. Но если раньше все неприятности оставались только в стенах школы, то теперь моральные пытки ребенок может испытывать круглосуточно. Как издеваются над учащимися в современном мире и чем обусловлена жестокость детей, — на эти вопросы попыталась найти ответы «Молодежка».
Ульяновские учителя младших классов считают, что причины насмешек со стороны школьников мало изменились. Дети по-прежнему смеются над теми, кто отличается от них.
— В моей практике было несколько примеров. До поры в классе никто не носил очки, пока одной девочке их не выписали. Ей пришлось терпеть издевательства со стороны сверстников. Другому мальчику досталось из-за того, что с ним не занимались дома. Его мама первое время писала в прописях за него. Ребенок поздно научился читать. Школьники над ним смеялись и обзывали его дураком. Еще был один первоклассник маленького роста. Прозвище «мелкий» к нему приклеилось надолго, он даже дрался из-за этого с другими. К сожалению, подобных случаев много. И в школе многое зависит от учителя и его реакции на ситуацию, — рассказала ульяновский учитель младших классов, попросивший сохранить анонимность.
Современный век и новые технологии также внесли свою лепту. В последнее время всё чаще школьники хвалятся друг перед другом смартфонами, планшетами, дорогими наушниками и прочим. И в выгодном положении находится тот, родители которого потратили больше денег. Остальным же приходится «защищаться». И если одни ребята могут доходчиво объяснить, то другие сразу лезут в драку. «Модно» в последнее время стало травить школьника, который каждое лето отдыхает где-нибудь с родителями. Некоторые дети хвастаются тем, что у них есть возможность хорошо провести каникулы. Это ущемляет интересы тех, кто отдыхал менее интересно и не бывал за границей.
В «липкой паутине»
В школе жертву насмешек учитель может заметить и защитить. Но если ребенок остается один на один с обидчиком, то защищать свои интересы вынужден сам. К сожалению, далеко не у каждого это получается. Речь идет о всемирной паутине и кибербуллинге — издевательстве в интернете.
Как правило, на удочку попадаются те, кто подвергался нападкам в реальной жизни. Только здесь намного больше «раздолья». Можно затроллить (троллинг – провокация в сетевом общении) за аватарку (изображение в соцсети), публикации, размещенные на странице, и так далее. Основной «удар» принимают на себя школьники 11-16 лет. Но бывают и люди старшего возраста, которые болезненно реагируют на происходящее и не могут защитить свои интересы.
К слову, зачастую сами обидчики делают подобное для собственного развлечения. Согласно одному исследованию 40% опрошенных признались, что троллят ради шутки. Но смешно, как правило, только им. Для человека по другую сторону монитора подобное превращается в стресс. Так, руководитель линии помощи «Дети онлайн» Галина Солдатова однажды сообщила, что 41% обращений к ним связан с проблемами в онлайн-общении.
Как же действуют провокаторы из глобальной сети?
Во-первых, это могут быть оскорбительные заявления в личных сообщениях или на стене в социальной сети. Также агрессоры могут запугивать тем, что каким-то образом навредят близким или друзьям жертвы. И если здесь можно просто добавить сообщения подобного характера в спам, то есть и более неприятные «сценарии», когда школьник не знает, как поступить. Например, одноклассники могут создать так называемую группу ненависти, где размещаются фотографии жертвы, затем начинаются насмешки и издевательства в виде комментариев. Поскольку чаще всего такие сообщества закрытые, то родитель не может отследить со своего аккаунта, где это было размещено и что сильно расстроило их ребенка. Поэтому некоторые психологи рекомендуют как школьникам, так и их родителям не выкладывать много фотографий в социальную сеть. Ведь что попало во всемирную паутину, то оттуда уже не изъять.
Жестокость из-за СМИ?
Специалисты замечают, что в последнее время формы нападок стали более жестокими. Чем это объясняется?
— Дети являются частью семейной системы, поэтому проявления жестокости могут быть связаны со стилем воспитания в семье. Ребенок может испытывать боль и унижение дома, находясь в позиции слабого, либо быть свидетелем физического или эмоционального насилия в семье. В ситуациях, где ребенок почувствует свою силу, он будет выражать свою боль и уязвленность через озлобление и агрессию. Также идет трансляция жестоких форм поведения в СМИ как социально приемлемых и допустимых. Порой ребёнок может ассоциировать их с силой и крутостью, проявляя лидерский потенциал, — поясняет психолог, гештальт-терапевт Наталья Евдокимова.
Со слов специалиста, самим родителям нужно научиться осознавать свое поведение и давать положительный пример ребенку, чтобы взаимодействием и общением в социуме показать, как нужно правильно поступать и реагировать на агрессию. Понять, что у ребенка не всё в порядке, можно по следующим принципам: ухудшение здоровья и подавленность, резкое изменения поведения (в том числе отстраненность от реального мира и частое пребывание в играх). Если подобное наблюдается, то следует поговорить со школьником и чаще заглядывать на его страницу в социальной сети.
— Ребенку важно чувствовать, что он под защитой взрослых. Нужно поддержать, поговорить, успокоить, выяснить причину, как долго продолжается агрессия, обсудить ситуацию с учителем. В крайнем случае имеет смысл сменить среду для ребенка. Однако надо помнить, что агрессия выливается чаще всего на тех людей, кто чувствует внутри себя позицию жертвы. Тогда нужно исследовать источники такой ситуации, помогать ребенку учиться защищать свои границы приемлемым способом. Главное — не уходить в изоляцию, искать поддержку и опору в жизни, — заключает психолог.
Вероника ВЕРШИНИНА.