В селе Мокрая Бугурна (Цильнинский район) соседи, проживавшие десятки лет в мире и согласии, стали непримиримыми врагами. В «военные действия» втянуто почти всё село. К враждующим сторонам отправились корреспонденты «МГ».
В былые времена на улице Заречной в селе Мокрая Бугурна был парк. Сегодня там низина, поросшая бурьяном, где и десятка домов-то не насчитать. С одной стороны — болото, с другой — поле. Вот здесь и разворачиваются события.
Дорога раздора
Улица Заречная берет свое начало в овраге, аккурат перед сельским мостом. У восьмого дома мы наткнулись на новенький забор. Дорога закончилась. Обойдя ограду, упираемся в канаву, за ней пустырь, поросший бурьяном с человеческий рост, а дальше еще виднеются крыши домов.
– Канава появилась здесь уж лет 20 назад. В 94-ом году восьмой дом затопило талыми водами. Вот его хозяева и решили прорыть траншею, чтобы осушить свою территорию. А потом как-то само собой она осталась. Сегодня это уже целый овраг. Нам же, тем, кто оказался по ту сторону, пришлось в свое время бросить трубу, чтобы не скакать через рытвины, – рассказывает жительница отрезанного от села дома на улице Заречной, 10 Ольга Фролова.
В 2009 году дом № 8 перешел в наследство дочери прежнего хозяина. Будучи в уже преклонном возрасте, вместе с супругом новая хозяйка, прожившая всю жизнь в городе, решила вернуться в родные пенаты. Они-то и встретили нас у забора, перегородившего улицу.
– А это наша собственность! – уверенно заявляют супруги. – У нас всё по закону. И вообще, улицы здесь никогда не было. Вон видите электрические столбы, и газовая труба проходит, а значит, по правилам не может быть тут дороги, и всё.
– Как же тогда на вашей территории оказались эти же самые столбы и газовая труба? – засомневались мы.
– Да вот так. Вон пусть сельская администрация, если хочет, выкапывает ее отсюда и столбы убирает, – бойко отвечает пожилая женщина.
По мнению стариков, разумнее было, если бы улица проходила со стороны огородов, через примыкающее к селу поле. Причем они убеждены, что так оно и есть. Ведь раньше за улицей Заречной была еще одна улица.
– Получается по всему, здесь тупик. Мы посчитали, что земля эта никому не нужна, а нам нужна. Тем более мы здесь вон и сараюшки строили и садовые деревья сажали еще в советские времена, – рассказывает баба Зина.
– Как же так? Разве земля ваша была? – удивляемся мы.
– Раньше всё общее было: где хочешь, там и строй, где удобно, там и сажай. Мы так привыкли. Нам эта часть улицы очень удобна. Здесь сухо, а значит, и цветочки, и картошку посадить можно, – парирует дед.
– А как же другие люди – соседи ваши? Они согласны были отдать вам часть улицы? – задаем еще вопрос.
– Зачем их спрашивать? Мы захотели – оформили. У них вон под улицу целая полевая дорога в обход. Чего им там не ходится? Нет, на наше добро решили позариться. А я честная коммунистка, вот те крест, ей Богу! – возмущается баба Зина.
Ходите по полю!
Документы на приватизацию части улицы Заречной датированы 2011 годом. Всё чин по чину. Однако о том, что теперь это частная собственность, жители Заречной узнали лишь в феврале этого года, когда началось возведение забора.
– Да нам плевать, что они там нарисовали на своих бумажках, – говорят старики.
Тогда мы посмели развить версию новых владельцев улицы, предложив им согласиться на то, чтобы и другие хозяева домов №2, №4 и №6 также выставили свои заборы.
– Ну уж нет! Мы тогда как ходить будем? – восклицает баба Зина.
Да и альтернативный вариант — ходить по полевой дороге — не всех устраивает. Отметим, что в день нашего визита в Мокрую Бугурну погода стояла теплая. Да только прошагав несколько обходных километров по полю, приятных впечатлений мы испытали мало. А впереди дожди и снега. «От накатанной тракторами колеи не останется и следа», — говорят сельчане.
– Нам тогда останется до дому на метле воздухом добираться. Мы и так уже по пояс в снегу этой зимой ходили, – сетует Александр Сержантов, житель дома №12 на улице Заречной.
Оказавшимся на задворках жителям сочувствует всё село. Один за другим дворы подписывают петиции в их поддержку. Люди готовы идти в суд, чтобы вернуть улице прежний вид. Так что история эта еще будет иметь продолжение.
Мария КЛИМОВА.
P.S. Редакция «Молодежной газеты» не выступает ни на чьей стороне. Мы лишь рассказываем историю со слов участников конфликта. Кто прав, а кот виноват — решит лишь суд.