Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

«Рок-музыка меня сама позвала раз и навсегда», – Игорь Куприянов. Эксклюзивное интервью с легендарным музыкантом

Один из лучших бас-гитаристов СССР, вокалист, поэт и композитор, экс-участник группы «Чёрный кофе» побывал в Ульяновске. Игорь Куприянов вместе со своей группой “КУПРИЯНОВ” выступил в одном из клубов города. Перед концертом нам удалось задать музыканту несколько вопросов.

Мисанец.ру: После длительного перерыва в Ульяновске возобновили Ульяновский Рок Клуб. Хотелось бы услышать мнение человека, который стоял у зачатков советского тяжелого рока. Чтобы вы посоветовали участникам?

Игорь Куприянов: Я думаю, что сейчас непростое время для рок-музыки в нашей стране, просто нужно делать и делать – альтернативы нет. То, что показывает телевидение, то, что мы слышим на радио, это 30 артистов, которые стали такими же, как Алла Пугачева или Валерий Леонтьев и т.д. Это, конечно, уже вызывает не улыбку, а чувство глубокого разочарования, и у молодежи, и у тех, кто постарше, и кто вообще любит рок-музыку. Я в машине как-то выключил очень известное радио пару лет назад. Спустя время, включил эту радиостанцию и услышал тот же самый трек, что и два года назад. Это говорит о том, что нас держат за идиотов. Они совершенно не хотят развиваться (видимо, из-за страха потерять рекламодателя). Именно из-за этого, я считаю, мы находимся на задворках рок-музыки. Десять лет назад, мне предложили разработать концепцию новой рок-радиостанции, и затем  вышли на покупку FM волны, как оказалось, была комиссия из людей, которые мелькают во всех титрах (продюсеры), в коридоре была очередь из желающих, у меня было три минуты, чтобы рассказать.  После этой встречи – тишина, а через какое-то время, мы узнали, что эту волну купил один из банков, а эта радиостанция по сей день  работает по моей концепции… Что касается рок-клуба. Мы с чего начинали к тому и вернулись – опять в подвалах. В вашем городе делают рок-клуб, хотя он должен уже ни одно поколение воспитать  музыкантов и хороших людей, которые заняты любимым делом. Хорошо, что есть еще инициаторы.

Мисанец.ру: Как вы считаете, чем отличается отечественная рок-музыка от зарубежной? Лучше ли там выглядит ситуация, чем у нас?

Игорь Куприянов: Гораздо лучше. Если взять, например, другие страны. То ли в Норвегии, то ли в Финляндии государство даже дотации дает на рок-музыку, оплачивает репетиционные базы, покупает инструменты, обучает музыкантов. Недаром из этих стран «вышло» много мировых звезд. У нас этого и в помине нет. У нас рок-музыке не дают никакого развития. Все это самодеятельность. Все, что вы знаете и видите. Все делается руками таких же музыкантов, как я, до сих пор.

Мисанец.ру: Когда было легче играть: в СССР или в настоящее время?

Игорь Куприянов: В наше время больше свободы лично для меня, поэтому легче. В советское время, конечно, было все тяжелее, потому что запретов было много, плюс не было такой аппаратуры, не было столько клубов. Был один ленинградский, один московский. Хотя я, честно говоря, не участвовал ни в том, ни в другом. Затем всё изменилось,  можно стало официально слушать рок-музыку. Поэтому рок-музыканты стали собирали стадионы!

И шли не так  как сейчас, чтобы посмотреть на обезьянку из цирка, потому что в телевизоре увидели. Вспомните, какая раньше была эстрада, вокалисты, ансамбли.  Взять одни только «Песняры» или Владимира Высоцкого, Валерия Ободзинского.  Взять раннюю советскую эстраду, что не называешь – все имя. А великий Зацепин сколько песен написал… Юрий Антонов…Можно назвать много имен, которые действительно заслужили быть в почетном зале эстрадной музыки. Сегодня поп-музыка, вытеснила эстраду, потому что раньше мы слушали песни, вслушивались в смысл стихов. Теперь –  слащавая гадость, фастфуд, и кто с кем спит, она с ним или он с ним. Пару подзабытых артистов пришли к Пугачевой на первый канал, поговорили за жизнь, теперь пару лет будут ездить, до нового поклона. И так везде! Нет своего телеканала и радио. Всё  поставлено с ног на голову, тот, кто создаёт, тот и должен быть в приоритете.  В рок-музыке та же история. Сидят талантливые ребята по регионам и спиваются понемногу, у нас только что закончился мега-тур  “Шесть морей” –  от Москвы до Владивостока и обратно – знаю, о чём говорю!      Мне коллективы присылают треки, пишут, звонят, спрашивают советы. Я не успеваю отвечать. Но я отвечаю, насколько у меня хватает сил. Недавно помог одной группе из Красноярска. На мой взгляд, очень интересная музыка. Связал их с одной московской радиостанцией.  И у них что-то уже получается, делаю все, что от меня зависит, чтобы помочь молодым группам.

Мисанец.ру: Вы раньше отвечали на вопросы своих поклонников в социальных сетях. Сейчас перестали. В чем причина?

Игорь Куприянов: Причина очень простая – мы в большом туре с середины ноября. И вот завтра мы будем дома. Большой тур называется «Шесть морей». Мы проехали на нашем туровом автобусе от Москвы до Владивостока и обратно. Я думаю, что мы можем попасть в «Книгу Рекордов Гиннеса» все-таки. Я не знаю таких рок-групп, которые бы так сделали. Ответ на вопрос: мы просто иногда спим.

Мисанец.ру: Какие впечатления остались от тура?

Игорь Куприянов: Я их пока не оформил. Их очень много. Все это пока живёт внутри меня. Я думаю, что я об этом отдельно напишу.

Мисанец.ру: Вернемся к социальным сетям. Многие песни, утекают в сеть, как вы к этому относитесь?

Игорь Куприянов: Чтобы они не утекали, я их просто выкладываю. Пусть в хорошем качестве слушают на моей странице. Здесь тоже такой момент. В каком-то из городов у нас была такая дилемма. Там был очень хороший клуб. И организатор говорит: «Я создал группу в социальной сети, там полторы тысячи человек, которым это интересно. Примерно у тысячи из них в плеере крутится ваша музыка. На концерт пришло 150 человек». Он говорит: «Как это объяснить? С чем это связано? Эти люди слушают эту музыку, она у них в плеере постоянно играет, где они?».  Билет – 350 рублей. Не 3 500, а 350. Может быть, надо сделать тысячу, тогда они скажут: «Пойдем. Круто!». Но я этого не понимаю. Я думаю, что  это вселенская лень. То, что сделал Интернет с нами. Мы вместо ответа посылаем смайлик, либо грустный, либо веселый, либо какой-то еще. Заметили, если какой-нибудь праздник, то уже не поздравляют,  люди просто картинку отправляют и все. Я вообще на это не отвечаю. Я отвечаю, если написано: «Игорь, привет, поздравляю…». И также я близким пишу: «Александр, привет! Поздравляю вас!». Вот это и есть «минусы» Интернета. Этому можно сопротивляться, конечно. Можно читать книги, можно жить немного по-другому. И не быть постоянно в  Интернете, но все-таки быть в тренде. Понимать, что происходит. Использовать его, как инструмент, а не как часть жизни. Не использовать его как некое пространство, в котором нужно жить. Для меня это так.

Мисанец.ру: Обратила внимание, что ваша жизнь связана со спортом. Как сейчас обстоят дела? И какие принципы ЗОЖ вы еще вносите в жизнь?

Игорь Куприянов: Насколько это возможно. Тут уже спорт – доехать только до Москвы. Это уже спорт с серьезными потерями, потому что физические и психические нагрузки очень серьезные. У нас же не Европа, где между городами хорошая трасса и через 100 км следующий город. У нас приезжаешь вот с такой головой, потому что тебя растрясло, опаздываем, потому что дороги плохие. Соответственно, сразу на сцену. Это курс выживания молодого бойца. Выживание  в современных условиях.

Когда смотришь на кислые лица сегодняшних звезд (типа Киркорова), которые говорят: «Фи! Мне принесли в гримерку не того омара» или «Безглютеновый хлеб я заказывал, а мне дали другой». То хочется посадить его в наш автобус, буквально на неделю, он совершенно иным человеком станет. Вот здесь, а не тогда, когда ты облизанный  администраторами и помощниками выходишь на сцену, где включают фонограмму,  ты выходишь весь в перьях, хорошо пахнешь и делаешь шоу. А здесь, когда ты выходишь и выживаешь. А публика ждет, будет ли эта нота в песне, которую они слушали 30 лет назад.  Никому неинтересно, что с тобой было последние шесть часов, как ты ехал, спал… Спал ли ты вообще, ел ли ты, смог ли принять душ. Вот здесь настоящий артист складывается. Все остальное – это профанация. “Цирк” на сцене.

 

Мисанец.ру: Некоторые молодые группы считают, что рок – угар и алкоголь. Могут ли они с таким подходом чего-то добиться. И справедливо ли это по отношению к поклонникам?

Игорь Куприянов: Нет, им недолго играть на сцене. Я думаю, что они выйдут несколько раз и все. Алкоголь, а что такое алкоголь? Это здоровье и время, которое отнимается у музыкантов. Вместо того чтобы сидеть и заниматься на инструменте. Нет будущего у этих людей. Они будут дворовыми командами, которые выйдут для своих, поиграют, гривами потрясут и зайдут обратно, без известности. Только каждодневная работа и труд. Причем из года в год. Из десятилетия в десятилетие. Тогда будет возможность. Тогда можно будет играть с закрытыми глазами. А тогда уже и гривой трясти не хочется. Тогда уже в голове немножко другие мысли.

Мисанец.ру: Очень часто в интервью вы говорите фразу «Где родился, там и пригодился». От чего такая любовь к Родине? Многие стараются, наоборот, уехать.

Игорь Куприянов: Странный вопрос какой-то. Отчего… Оттого, что я здесь родился. В 90-е годы многие уезжали – я не уехал. Была возможность и не одна. Но я подумал, здесь у меня все. Я даже не знаю, как это объяснить. Здесь могилы моих предков. Здесь мои друзья. И вообще здесь моя земля, здесь мой тысячелетний  генокод. Вы как-то странно спросили: «От чего такая любовь к  Родине».

Мисанец.ру: У некоторых молодых людей все иначе. Наоборот, стремятся куда-то уехать, мечтают вырваться отсюда.

Игорь Куприянов: Хочу задать вопрос: «А чему вы научились, чтобы вырваться туда?  Что вы умеете?». Тарелки мыть или посуду убирать за кем-то, за иностранными бабушками, дедушками выносить утки, за этим? Это, пожалуйста, наверное. Но это стыдно. Для того чтобы кому-то написать в социальных сетях: «Я живу в Голландии, Германии или еще где-то».  А кем ты работаешь, и кто ты? Мне кажется, каждый должен задать себе такой вопрос и понять, что здесь больше шансов быть и стать человеком. Не надо клеймить кого-то одного или ряд людей. Не надо оглядываться на кого-то или на что-то в своей жизни. Не надо говорить: «Что этот или эти виноваты в твоих неудачах». В своих интервью я никогда не говорил, что виноват Горбачев, Ельцин или виноват Брежнев, что у меня как-то не так  жизнь сложилась. Я «пахал». Я работал на «скорой помощи» и сидел по ночам занимался, готовился поступать. Было понятно, что нельзя заниматься той музыкой, которая мне нравилась. Но все это я делал, в это верил. Потом пришло время, и я смог заниматься своей музыкой. Я добивался этого – объездил весь мир, играл во многих странах.

Тут уже, смотря что хочет человек. Блеска, который сбивает с толку? Вот глянцевый журнал открывает…. «Ах! Хочу вот такую женщину, хочу вот такую яхту». Но он не понимает, что, когда  он получит, не заработав этого, не пройдя определенный путь, это сразу приведет его на край. Посмотрите на детей, которым дают сразу все, что с ними? Они моральные уроды. Они ни к чему не приспособлены, циничны и бесполезны – они потребители, то есть люди, которые ничего не могут дать никому:  ни человечеству, ни близким, ни родным.

Я думаю, что первый вопрос, который можно задать себе: «Что ты можешь дать людям?». А не что получить от них. Сначала пойми, что ты можешь  дать, а потом уже можешь спросить, а что они могут дать тебе.

 

Мисанец.ру: Из прошлых интервью стало понятно, что вы очень религиозный человек. Что значит для вас вера?

Игорь Куприянов: Я редко говорю об этом. Сейчас я вообще об этом не говорю. Вера… Ну это такое личное, конечно. Что говорить о вере? Надо верить. Я думаю, что об этом нет смысла говорить. Вера любит тишину. О ней нельзя кричать на каждом углу. У меня есть песни… немного… одна-две. Они очень серьезные. Я не играю их на концертах, потому что считаю, что это достаточно лично.

Мисанец.ру: У вас есть четырехлетний внук. Идет ли он по вашим стопам?

Игорь Куприянов: Он идет своей дорогой, а там посмотрим. Ему нравится тяжелые машины, экскаваторы, грейдеры и так далее. Он знает, всю строительную технику. Он как начал перечислять, я, даже если бы в энциклопедию забрался, не нашел бы.  Но у него есть голос, хороший слух. Если ему будет интересно, я  помогу. Моя дочь говорит: «Папа, я знаю, что это за профессия, глядя на тебя. Никогда и ни за что». Когда она была маленькая, я спросил: «Может быть, ты захочешь стать музыкантом?». Она сказала, что ей достаточно меня. Хотя у нее есть хороший голос и прекрасный слух.

Мисанец.ру: Вы с 11 лет занимаетесь музыкой. Как ваша семья повлияла или помогла?

Игорь Куприянов: Самым благоприятным образом. Бабушка хорошо пела, играла на гитаре. Мама поет хорошо, у нее слух есть. Вообще у меня мама интересный человек. Очень молчаливая. Она о себе никогда ничего не рассказывает. Но вдруг я увидел совершенно недавно, что она может писать правой и левой рукой одновременно. Когда я это узнал, то спросил: «Мам, а как же ты об этом молчала столько лет». Она говорит: «А кому об этом рассказывать? Зачем?». Я говорю: «Я тоже так хочу, научи меня». Она ответила, что не знает, как этому научить. Папа тоже играл на гитаре. Но никто не говорил специально: «Ты будешь музыкантом». Я просто сидел и слушал, мне это нравилось. Рок-музыка меня сама позвала раз и навсегда.

Для справки:

С 11 лет Игорь занимается музыкой, уже в 14 лет он собирает первую рок-группу «Афалины». Позже собираются группы «Арсис», «Рокаппетит». С 1986 по 1990 года он играет в группе «Чёрный кофе». Вместе записывают четыре самых известных альбома: «Светлый металл», «Чёрный кофе», «Переступи порог» и «Вольному – волю». После ухода организует проект «Кофеин»,  в 1991 году выпускает винил «Попытка к бегству», в 1995 – «Белый ветер», 1997 – «Раз и навсегда» (не был издан, в стране был дефолт), в  2003год – «7 дней». В 2007 году собирает группу «Куприянов».  Был записан альбом “Адреналин” 2009-«Дым над Москвой», 2011-выпущен DVD «50:35», 2015 переиздан альбом группы «Кофеин» под названием «Попытка к бегству» с бонусами из изданного альбома «Раз и навсегда», а также из альбома «Белый ветер», сингл «Время».

В 1988 году, по рейтингу издания «Московский Комсомолец», признан одним из лучших бас-гитаристов СССР.  Помимо музыки, в 1997 году ведет передачу «Самые-самые» на телевидение. Занимается спортом: каратэ, горнолыжный спорт, плавание, футбол.

В 2011 году Дэвид Ковердейл пригласил группу выступить на совместном концерте с Whitesnake в «Мегаспорте» в Москве. Сейчас группа активно гастролирует, готовится к выпуску новый альбом.

Наталья Королева.

Фото: Борис Куломзин, из личного архива Игоря Куприянова.

Читайте также: «Мне не хочется наследить на своем творческом пути недоработками». Интервью с музыкантом Павлом Пиковским

Exit mobile version