Одни в горящем доме
Страшный пожар произошел на прошлой неделе в селе Старый Уренбаш (Чердаклинский район). Погибло трое маленьких детей. Кто виноват в случившемся – разбирались корреспонденты «Молодежки».
Дети лежали в углу
Мы побывали на месте трагедии на следующий день. Вместо дома – одно пепелище; в воздухе еще чувствовался запах гари. Сараи огонь не тронул. Рядом стоит «ГАЗель». Машину спасли, а вот детей нет.
– Вон в том углу и нашли двух мальчиков, 6 и 4 лет, и полуторагодовалую девочку, – показывает сосед Ринат. – Четвертый их ребенок, девочка-первоклассница, в этот момент была в школе. Возгорание началось с другой комнаты. Пожарные рассказали, что дети погибли от угарного газа. Пара глотков – и всё. Долго не могли найти третьего ребенка. А потом оказалось, что он лежал внизу, под другими детьми.
…Всё произошло примерно в полдень второго марта. Соседи увидели дым и сразу бросились к дому. Попытались открыть дверь, но замок как назло проворачивался и не открывался. Тогда они разбили окно – тут всё и полыхнуло.
Когда приехали пожарные, дом был в огне. Увы, поздно сообщили, да и сильный ветер сделал свое дело. К тому же обрушилась часть крыши. Как всегда возникли проблемы с водой: ее попросту не хватало. Вот и пришлось брать из соседнего села.
Лишь к трем часам дня возгорание удалось полностью потушить. Была надежда, что мать всё-таки забрала с собой детей. Тогда не было еще точной информации, да и никто не мог найти мать. Но после осмотра пепелища пожарные обнаружили тела детей. Их сразу же отправили на судмедэкспертизу. Возбудили уголовное дело. Предварительная причина пожара – детская шалость с огнем. Остались в доме одни и, скорее всего, играли со спичками.
Закрытая семья
По словам некоторых соседей, в этом доме жила молодая семья, которая якобы исповедует нетрадиционный ислам. Матери, Гузели, 25 лет; отцу, Леониду, (он русский, но принял ислам) под сорок. Они официально не расписаны.
В принципе, о самой семье в селе мало кто знает.
– Жили очень закрыто, никого к себе не пускали, – говорит Ринат. – Она не работала, а он шабашил. Ни пили, ни курили. Но в доме не было ни телевизора, ни компьютера. Погибшие детишки прибегали к моим внукам смотреть мультики. А вообще отец трудолюбивый: на материнский капитал расширил дом, построил мансарду, держал скот. Мать часто пасла овец в поле. В селе они прожили, наверное, шесть-семь лет.
Как выяснилось, Гузель не первый раз оставляла детей одних, и соседи говорили об этом представителям районной администрации и службы опеки.
– У нее (Гузели) даже сотового телефона не было, – рассказала одна местная жительница. – В сельском магазине брала в долг. Помню, как-то взяла 200 граммов сахара-песка. И это на четверых детей?
…Погибших детишек похоронили в пятницу после обеда на заволжском городском кладбище. Родители всё сделали без лишнего шума. После мечети – сразу на погост.
Гузель пока живет в Новом городе с дочерью, ее муж – в мечети. Как выяснилось, в тот злополучный день она ездила в Ульяновск якобы за обувью. В село приехала лишь к пяти вечера (ее долго не могли найти). Но женщину сразу же забрали полицейские и повезли на допрос. Отец объявился чуть раньше, но к погибшим детям так и не решился подойти.
Нужны озера и пожарные гидранты
После трагедии в село нагрянули сотрудники регионального МЧС с проверкой.
– Пожарный гидрант работал. Он новый и в исправном состоянии, – сказал нам глава администрации Озерковского сельского поселения Алик Сагиров. – Но не было давления, и воды не хватало. Пришлось брать воду из соседнего села, а вот там возникли проблемы с гидрантом. Он немного примерз, хотя все подступы были расчищены. Но вся беда в том, что всё равно никого уже нельзя было спасти. Слишком поздно сообщили пожарным. Да и часть крыши обрушилась как раз в том месте, где прятались дети.
Это второй смертельный пожар в Чердаклинском районе в этом году. Напомним: в январе в селе Поповка заживо сгорело трое взрослых, и там тоже были проблемы с водой. А ведь за противопожарную безопасность в населенных пунктах отвечает местная власть. Чиновники обязаны два раза в год проверять все источники противопожарного водоснабжения и сразу же устранять нарушения.
Так что это? Недоработки районной администрации? Тогда руководству впору писать заявления об отставке, раз не могут навести порядок в одном муниципальном образовании.
Кстати, при советской власти, во времена колхозов и совхозов, таких проблем с водой не было. В селах были если не настоящие пруды, то искусственные водоемы, наготове стояли противопожарные техсредства. Сегодня же многие такие «озера» попросту высушены или за ними никто не следит.
– Содержание водоисточников в исправном состоянии напрямую влияет на обеспечение пожарной безопасности объектов, а также населённых пунктов, и является одной из самых важных составляющих успешного тушения пожаров, – сказал начальник дежурной смены Службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ЦУКС Главного управления МЧС России по Ульяновской области Сергей Груздев. – Особую озабоченность вызывает состояние водоисточников в холодное время года. При низких температурах существует угроза замерзания стояков гидрантов, поверхности искусственных и естественных водоёмов, водонапорных башен. Осложняют ситуацию также нечищеные от снега дороги и образование наледи на крышках колодцев.
В 2016 году специалисты пожарной охраны совместно с представителями организаций, ответственных за эксплуатацию и ремонт пожарных гидрантов, проверили 6581 пожарный гидрант, 829 пожарных водоёмов, 677 водонапорных башен и 270 пожарных пирсов. В результате проверки выявлено 78 неисправных пожарных гидрантов, нарушения были в 13 пожарных водоёмах и 10 водонапорных башнях.
По статистике за 2016 год, в большинстве случаев тушения пожаров использовались именно водоисточники. Но они есть не везде. Например, в январе при тушении пожаров в селе Камышовка Чердаклинского района и в селе Каменка Ленинского района Ульяновска воду пожарные были вынуждены подвозить из соседних сёл, расположенных на расстоянии от двух до трех километров. При этом дороги были не очищены от снега.
– Окончательно переломить ситуацию возможно только совместными усилиями пожарной охраны, надзорных органов и руководителей, ответственных за содержание и эксплуатацию существующих источников наружного противопожарного водоснабжения, – считают в МЧС.
Арсений КОРОЛЕВ.