В Барышском районе есть одно странное родовое поселение. Его жители отказались от благ цивилизации, медицинской помощи и ведут особенный образ жизни. С ними живут и малолетние дети. Что это за сообщество? «Молодёжка» разбиралась в этом вопросе.
Сурки вместо собак
Дорога до поселения не близкая – от Барыша еще минут тридцать в сторону Николаевки. А там по полям, непроезжим дорогам до ныне вымершей Малой Бекшанки. По пути застряли в огромной луже. Пришлось пересаживаться на местный «уазик».
Наш провожатый – первый заместитель главы администрации Барышского района Николай Кочедыков говорит, что дорога до поселения нужна позарез (может, специально повез по буеракам?), а люди там живут спокойные, никакая ни секта. Ну, немного странные – мясо не едят, не пьют, не курят. А так у них всё законно. Прописались, строят дома. Выделено 17 участков. Пять семей живут постоянно. Еще четыре дома сдаются. Всего 20 человек. Есть даже беженцы из Украины.
Вокруг лес, природа красивая, но всё заросло бурьяном и крапивой. Даже домов не видно. Дорог практически нет.
Идем по тропинке, а в крапиве то и дело раздаются странные крики. Оказалось, это сурки – здоровые, как собаки.
– А они у нас вместо собак. Как чужак появляется, так они нам сигналы подают, – говорит местная жительница.
Гектар безделья
Вот и первый дом. Обычный деревянный сруб, а на стене висит солнечная батарея. Внутри одна небольшая комната — она же и спальня, и зал, и кухня. На стене полки, посредине печка. На кровати лежит книга Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Вот в этой лачуге живут мать, отец и двое малолетних детей.
– Мы уже две зимы здесь перезимовали, – говорит 37-летний хозяин Александр, родом из Сахалина.
Хозяин показывает владения — целый гектар земли. А толку-то? Участок не обработанный, весь в сорняках. Небольшие теплицы.
Нет, не любят, похоже, поселенцы землю. Повсюду вбиты какие-то колышки, оказывается, это метки, где растут пионы и посажены саженцы. По три-четыре грядки огурцов, моркови, зелени. Картошки практически нет.
– Но этим сыт не будешь. Как живете? – спрашиваю хозяина.
– В магазине покупаем, – говорит его супруга Людмила, кстати, бывший дизайнер.
Сколько там детей?
В другом доме ситуация похуже – погреб весь затопило, хорошо хоть успели вынести провизию.
Да тут люди не живут, а выживают! Только, наверное, боятся себе в этом признаться. Как нам показалось: чего-то они не договаривают. Всё как-то противоречиво…
В поликлинику они не ходят. Травами лечатся, а дети якобы не болеют. Одна беременная женщина недавно ездила рожать к какой-то бабке-повитухе в Самару. Вроде всё обошлось. Хотя некоторые поселенцы утверждают, что если дети заболеют, то обращаются к врачу.
На вид детишки здоровые, опрятные, разговорчивые. Но сколько их там, боюсь, никто не знает. Все путаются в цифрах. Известно, что семеро ходят в школу.
14-летний Антон охотно показывает, как хорошо владеет шашкой. Парень со своим взглядом на жизнь. Может и с учителем поспорить. А вот повадки все отца. А с кого тут ему брать пример? Хотя говорят, что летом приезжают дети из Самары, типа в «народный лагерь». Странное сборище получается.
А недавно к поселенцам приезжали гости из Германии и Израиля. Видимо, искали себе участок земли.
– У нас есть гостевые дни, ответственный человек за это, – говорит Андрей Лисин, так сказать, глава поселения (приехал из Самары). – Потом мы собираемся вместе в гостевом доме, и приезжие рассказывают всё о себе.
Закедрились
Много там странностей и своих тайн. Вот, говорят, что они мясо не едят. А одна бабушка (приезжает на лето к дочери) призналась, что на обед у них в тот день был борщ с курицей. Хоть и редко, но пьют домашнее вино.
Ни в Бога, ни в чёрта они не верят, зато почитают культ «странной лесной девы» Анастасии, у которой в слугах волк и медведь. И которая якобы нашептала своё учение некоему господину Мегре (не путать с комиссаром). Тот написал книжки, и его поклонники начали превозносить идеологию под названием «Звенящие кедры России». Суть одна: природа – бог, кедр – мистическое дерево, поэтому всему голова. Хотя кедра в округе и в помине нет.
Тайны поселенцев
Поселенцы ратуют за возрождение народного ремесла и экологически чистых продуктов. Но ничего подобного нет.
Непонятно, на какие шиши они там живут? Ведь ничего не производят. Шабашки нет, огороды небольшие. Ну не может прожить семья целый год за счет продажи огурцов с трех-четырех грядок. А ведь поселенцы исправно платят налог за землю – 2500 рублей в год. Может быть, есть какой-то тайный фонд Анастасии или какого-то другого дяди? А может, сдают свои городские квартиры и живут на вырученные деньги? Но об этом молчок.
Как молчат они и о таинственном двухэтажном доме, скрывающемся в лесу на другой стороне поселения. По слухам, там обосновался какой-то бывший самарский полицейский, прошедший «горячие точки». У него есть и трактор, и плуг (так и хочется добавить: «да еще сто слуг»).
Странный дом в виде юрты строит худощавый, высокий холостой мужчина. Непонятно также, почему у поселенцев поменялся старший? Ведь два года назад, когда журналисты «МГ» впервые к ним приехали, здесь всем командовал некий Павел из Барыша, он же и основал пять лет назад это поселение. Что это – борьба за власть?
И пусть простят меня читатели: непонятно, как складывается интимная жизнь поселенцев. Ведь они с детьми ютятся в одной комнате. Неужели всё происходит на глазах детей? Ведь в самом учении господина Мегре говорится о том, что нужно размножаться и растить «экологически чистых детей».
Пока всё тихо
Теперь поселенцы просят чиновников построить им дорогу. По сути, она нужна. До школы 3-4 км, и
На дорогу нужно более 40 млн руб. Вроде деньги можно найти. Но не получится ли так, что дорогу проложат, и сюда устремятся все почитатели таинственной Анастасии и «звенящих кедров». Эх, и зазвенит всё вокруг. Как бы это место не стало потом центром новой религии…
– Пока никакой опасности нет. По вероучению это неоязычники, но заявляют, что не являются последователями Мегре, хотя его книги читают, – сказал «МГ» заместитель председателя миссионерского отдела Симбирской и Новоспасской епархии Василий Дронов. – Они заявили, что разделяют идеологию «Звенящих кедров России». Хотя избегают прямых вопросов: «В кого верите и как верите?». Я считаю, что перспектив у поселка нет.
А может, всё просто – дорога нужна для того, чтобы потом втридорога продать земельные участки поселения «богатеньким Буратино»? А в районной администрации просто лоббируют чьи-то интересы?
Сейчас сотрудники областной Палаты справедливости и общественного контроля готовят своё заключение по этому поселению. Несколько специалистов минздрава, минобразования и полицейские выезжали в ту деревню. У всех остался какой-то осадок…
Арсений КОРОЛЕВ.