В морге пропадают органы
Сотрудников Царицынского морга подозревают в незаконном изъятии органов умерших, а их начальство из Московского бюро судмедэкспертиз — в бюджетных хищениях.
Как Склиф — главный травмпункт Москвы, так и здание с зелёной крышей, расположенное в промзоне на юге столицы, — главный “криминальный” морг. В Царицынском принимают только тех, кто погиб насильственной смертью либо от инфекционных заболеваний вроде туберкулёза или ВИЧ. Сюда привезли Бориса Немцова, всех погибших в аварии в метро между “Парком Победы” и “Славянским бульваром”, здешние эксперты писали заключения по крушению Falcon с президентом нефтяной компании Total и так далее. Как выяснил Лайф, в конце мая тут началась масштабная проверка Следственного комитета — ищут бюджетные хищения, факты торговли органами и левые трупы.
Как разозлить подчинённых и следователей
Представьте себе отношения подчинённых и начальников в этом месте: одни ежедневно работают с изувеченными трупами, другие — с бумагами в своих кабинетах и, очевидно, не слишком заботятся о сотрудниках. Например, у санитаров месячная зарплата в районе 9—15 тысяч рублей, без надбавок за вредность, а у начальника Московского бюро судмедэкспертиз (в его ведении находятся “криминальные” морги) Евгения Кильдюшова такая надбавка есть, она составляет 21 тысячу рублей при зарплате 594 тысячи рублей. Это следует из показаний и материалов действующего бухгалтера бюро Элины Голд, с которой пообщался Лайф.
В прошлом году судмедэксперт Ирина из Царицынского морга заразилась туберкулёзом от трупа, который вскрывала. По её словам, здесь не выдают респираторные маски, нет средств защиты и специальных стоков для крови заражённых туберкулёзом, плохая вентиляция: за год “тубером” заразились 13 судмедэкспертов.
По данным Лайфа, по заявлению Ирины следователи из Нагатинского отдела СК проводят проверку по статье 293 УК РФ (“Халатность, повлёкшая причинение тяжкого вреда здоровью”). Ещё в августе в бюро приезжала комиссия Роспотребнадзора, которая выявила нарушения санитарных норм. Повторная проверка в марте 2016-го показала, что ничего не устранено, но морг отделался мелким штрафом; соответствующие документы есть у Лайфа.
Но, кроме туберкулезного дела, с этой недели следователи проверяют бюро и по другим поводам: ряд сотрудников морга во главе с Элиной Голд подали заявление на руководство. Они считают, что деньги на респираторы начальство бюро кладёт себе в карман.
— В отношении начальника бюро судмедэкспертизы Евгения Кильдюшова, заместителя по экономическим вопросам Оксаны Дорониной, главного бухгалтера Ольги Рычковой, начальника отдела кадров Ирины Мудровой и руководителей других подразделений учреждения назначена доследственная проверка, — сообщил Лайфу источник в столичном Управлении Следственного комитета. — Её проводит отдел по расследованию особо важных дел по Восточному округу Москвы. Уголовное дело пока не возбуждено.
Нарушения были, но никто не виноват
Проверка коснётся не только финансовых вопросов. Минимум два года в Царицынском морге незаконно изымали органы из трупов:
“Характер выявленного нарушения — нарушение требований ст. 4 Федерального закона от № 4180-1 “О трансплантации органов и (или) тканей человека”. Бюро в период с 2013 года по 2 июля 2015 включительно осуществляло забор и заготовку органов и (или) тканей человека, не являясь при этом организацией, включённой в перечень организаций, уполномоченных на это приказом Минздравсоцразвития России”.
В утверждённом Минздравом перечне нет ни одного морга; в нём сейчас шесть десятков больниц и научно-медицинских центров, институтов. Они, кстати, могут изымать органы без уведомления родственников, если те заранее не выразили несогласие, — так решил Конституционный суд в марте 2016 года.
Комиссия Росздравнадзора пришла с проверкой в бюро судмедэкспертиз в сентябре 2015 года. Возглавлял её лично начальник столичного Росздравнадзора Дмитрий Павлюков. Проверка шла до середины октября. По её итогам наказания никто не понёс: в документах Росздравнадзора указано, что, во-первых, по этому нарушению истёк срок давности, во-вторых, учреждение “устранило нарушение до проверки”.
Информацию об изъятии органов Лайфу подтвердила одна из бывших экспертов-криминалистов морга. По договорам прошла передача органов в медицинские центры.
“По договорам изымали, например, для Уфы роговицу глаза (она, кстати, самая дешёвая среди востребованных органов, на чёрном рынке стоит по несколько тысяч евро). Естественно, родственники были не в курсе, и такую пропажу они замечают редко — ведь после смерти закрытые веки обычно не открывают. Если человек был кавказской национальности или татарин, то у них никаких органов не изымали, потому что их родственники всегда осматривают перед тем, как одеть. А вот у русских изымали”.
Ниже копии приложений к договорам, о которых говорит судмедэксперт. Один заключён с московским Центральным НИИ травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова (ЦИТО). НИИ забирал для своих лабораторий образцы сводов черепа, твёрдой мозговой оболочки, части бедренных костей, рёбер и суставов умерших обоего пола возрастом от 18 до 60 лет. В технических заданиях были описаны параметры забора костей, крови, как отбраковывать биоматериал.
Второй контракт — со Всероссийским центром глазной и пластической хирургии в Уфе, этим центром, кстати, руководит известный хирург-офтальмолог и путешественник Эрнст Мулдашев, автор ряда мистических книг. В этом году Мулдашев, кстати, закрыл своё ООО “Аллоплант плюс”. Ниже договор на поставку подкожно-жировой клетчатки, белочной оболочки яичек, частиц бедренных, плечевых и берцовых костей.
Судмедэксперт Ирина сказала Лайфу, что моргу платили за органы, причём по “серой” схеме: в документах суммы были меньше, а поставщик получал больше. Получить оперативный комментарий в этих медицинских центрах не удалось, Минздрав РФ и департамент здравоохранения Москвы не ответили на запросы Лайфа. В приёмной Кильдюшова не поднимали трубку.
Ноу криминалити
Один из судебно-медицинских экспертов, работающих в морге, также рассказал Лайфу, что здесь зарабатывают на “отбеливании” трупов с признаками насильственной смерти, которые привозят со всей страны. Это делается, если кому-то нужно, чтобы вместо “криминальной” причины смерти было выдано заключение о естественной.
“Мы просто приходим в начале рабочего дня в отделение, а они там лежат! Неучтённые трупы. Нам звонят некие люди и говорят, мол, “мы договаривались, что должны привезти вам труп из Сочи”. И заключение по таким трупам даётся шиворот-навыворот, вместо криминала пишется, например, скоропостижная смерть”.
По словам Александры, те эксперты, которые проводят такие освидетельствования, живут куда богаче своих коллег того же профиля, которые в подобных освидетельствованиях не участвуют. Эту информацию подтвердил и другой сотрудник учреждения.
— Была подделка документов. Бывало, даже родственники по договорённости привозят труп, допустим, с ножевым ранением и, чтобы не было разбирательств никаких, платят деньги приёмщикам и просят написать заключение, как будто человек умер от инфаркта, — рассказал он. По словам собеседника, оформлением таких трупов занимались приёмщики, приближённые к Дорониной и Кильдюшову, с их разрешения.
Почти типичный криминальный морг
Отдельная тема — ритуальные услуги. В 2014 году похоронная служба Царицынского морга была ликвидирована, а услуги по бальзамированию и косметической обработке трупов оказывает некое ООО “Хэлп-ритуал”. Судмедэксперты жалуются, что ритуальные агенты ведут себя нагло и имеют доступ ко всей документации по экспертизам.
— Мы имеем дело только с судебными органами, с органами дознания, мы даже с адвокатами не работаем. И тут появляются ритуальные агенты, совершенно чужие люди, которых мы вообще не знаем. Но они спокойно ходят по нашему отделению и заходят в любые кабинеты. Имеют доступ ко всем компьютерам и всей документации, — говорит источник Лайфа в морге.
Что касается закупок, то, как утверждает Элина Голд, инвентарь и медикаменты приобретаются по существенно завышенным ценам.
— За последние три месяца закупили хозяйственного оборудования на 3 миллиона, а можно было на этот же ассортимент затратить 1,3 миллиона рублей. Например, купили 58 облучателей-рециркуляторов (дезинфицирующая установка) по цене 16 тысяч за штуку, тогда как можно было найти не дороже 5,4 тысяч, — перечисляет собеседница.
Бывший прокурор-криминалист, который выезжал на места гибели людей и проводил первичный осмотр, а затем сопровождал исследование трупа, разводит руками. Он объяснил Лайфу, что отдельные черты этой истории типичны для российских моргов, но в масштабах одного учреждения такой объём нарушений встречается на его памяти впервые.
— Санитары в ночное время практически бесконтрольны. Кража личных вещей с трупов — обычное дело. Вскрытие трупа (кроме редких комиссионных экспертиз) производит один эксперт при участии санитара. Санитар выполняет техническую работу — надпиливает черепную коробку, зашивает грудину и брюшину после окончания вскрытия, — говорит он. — При этом запросто похитить внутренние органы трупа, так как эксперт вываливает все внутренности между ног трупа и поочерёдно изучает все органы, потом всё это собирает санитар и запихивает в беспорядке внутрь и зашивает. Но вообще картина для криминального морга нетипичная.
Всего мы пообщались более чем с десятью действующими и бывшими сотрудниками Бюро судмедэкспертиз и Царицынского морга, и лишь Элина Голд согласилась на упоминание её под настоящим именем. Она попросила указать, что, если с ней что-то случится, винить в этом стоит её начальство. Рассказав ту или иную подробность, люди тушевались, а потом просили не раскрывать их имени.
Ссылка на первоисточник.