Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

Лик смерти. Откровения патологоанатома

Человек боится смерти. Боится умереть сам или потерять близких. Но есть люди, для которых смерть — это ремесло, например, киллеры, или профессия, как для патологоанатомов. О тех, кто несет смерть, можно легко узнать из криминальных новостей. А вот у тех, кто «старушку с косой» изучает, побывал в гостях корреспондент портала мисанец.рф.

В повседневной жизни мы стараемся не думать о смерти. А врачам-патологоанатомам приходится встречаться с ней каждый день. Об их профессии ходит много мифов. И, как бы ни было страшно, но приподнять завесу тайны, понять философию «работников смерти» и, может, даже заглянуть к ним в душу иногда все же хочется.

Нам удалось посетить морг Центральной городской клинической больницы и побеседовать с заведующей патологоанатомическим отделением Еленой Балацюк.

Заведующая патологоанатомическим отделенем Елена Балацюк

– Хотелось бы отметить сразу, что часто люди считают, что патологоанатом и судмедэксперт – это одна и та же профессия. Они похожи, но, все-таки, имеют отличия. Судмедэксперт работает с жертвами, скончавшимися от насилия. Патологоанатом работает с «мирными» пациентами, умершими своей смертью, или проводит исследование «безликого» биопсийного материала», – отмечает заведующая патологоанатомическим отделением.

Улыбчивая женщина, врач-патологоанатом с тринадцатилетним стажем, Елена Балацюк развеивает это и другие заблуждения о своей профессии.

“Вопреки многим мнениям, работа врача-патологоанатома вовсе не заключается в том, чтобы целыми днями стоять над секционным столом и неустанно резать трупы. В первую очередь, мы врачи, готовые прийти на помощь живым. Более того, скажу я вам, патологоанатом – это медик универсал, причем высшего пилотажа. Ведь чтобы диагностировать правильно причину смерти, нужно точно знать, чем может болеть действующий организм».

“Мирные” исследовали смерти занимаются изучением биопсий, иными словами, частей органов, ткане или образований живых пациентов. Также тщательному и скрупулезному анализу подлежит весь операционный материал, например, удаленные органы (аппендикс, матка, желчный пузырь и т.д.). Самое интересное: далеко не каждый больной знает, что диагноз ему ставит патологоанатом.

Занимательно и то, что для врача телоизучателя работать с «мертвыми» пациентами, как выяснилось, гораздо проще, чем с живыми. Самое главное не принимать все слишком близко к сердцу. Ведь в морг приходят родственники погибших. В тот момент им необходимо объяснить, что потеря близкого человека – это тяжело, но жизнь на этом не заканчивается. Как отмечает врач, многие люди, забирая в морге своих умерших близких, начинают винить в трагедии себя, что не всегда правильно, а зачастую губительно для психики. Вот и приходится по совместительству еще и психологами подрабатывать.
Как бы ни хотелось, а работы у врачей-патологоанатомов предостаточно. У них как раз, можно сказать, клиенты чуть ли не в очередь выстраиваются. Что не может не навивать грусть. Так, в месяц, в среднем, на столе вскрытия оказывается по 42, а то и больше неживых человек. К примеру, в 2015 году было изучено 467 тел, в 2014 году – 567 медицинских покойных. Стоит отметить страшную уникальность данного морга. В нем проводят вскрытие не только взрослых и детей, но и трупов с особо опасными инфекциями: туберкулезом, ВИЧ, СПИДом.

Как это ни покажется странным, но, как в том анекдоте про невесту: “Любят одних – женятся на других” так и со смертью: человек может всю жизнь страдать от одной болячки, а в могилу его загоняет совсем другая. Но хорошего врача не проведешь! – он может выявить орган – виновник гибели всего организма при вскрытии, эти органы опытный глаз заметит сразу.

“Как показывает практика, чаще всего люди умирают от инфарктов и инсультов. В основном это пожилые. Дети чаще умирают от пневмонии. Но самое печальное, что высока детская смертность среди тех, кто еще даже не познал жизнь, когда понимаешь, что труп ребенка извлекли из матери – к такому сложно оставаться равнодушным”, – продолжает врач.

Среди обывателей бытует мнение, что нынче человек дурно пахнет при вскрытии. Причиа тому зашлакованность организма: грязный воздух, вредные привычки, нездоровая пища, в общем, вся наша окружающая среда. Только вот и этот миф наш патологоанатом развеяла.

– Запахов таких, чтобы нос прошибало, нет. Разве что при вскрытии кишечника. Да только он и при жизни далеко не ароматом лепестков роз благоухает, ведь там весь процесс переработки идет. Это же целый завод с выбросами, а не цветник. Так что ничего удивительно. А больные органы не пахнут, трансформируются – это да”, – отмечает Елена Балацюк.

И хотя врач развеяла основную часть мифов, какими окружен морг, все же один интереснейший факт поведала. Несмотря на неживой материал, среди патологоанатомов ходит легенда о человеческой душе. Говорят, она покидает тело как раз во время вскрытия его. Покажется странным, но в этот момент труп теряет в весе 9 граммов. Неужели все наши чувства, эмоции, любовь, ненависть умещаются чуть ли не в щепотку?

Однако, вскрыть человека, четко диагностировать причину смерти, выдать тело родственникам – это еще пол дела. Каждый день этим людям приходится сталкиваться еще и с профессиональным бытом. Брешь в наличии оборудования и дефицит кадров, безусловно, дают о себе знать: работать приходится чуть ли не за троих. Всего в регионе специалистов такого уровня не более 15 человек, в то время как требуется чуть ли не в четверо больше. Вот она откуда берется, очередь в морг!..

Подробнее смотрите в нашем видеорепортаже.

Возможно, создается впечатление, что патологоанатомы — железные люди. Что они никогда и ни к кому не испытывают жалости и сострадания. Это не совсем так. Такой подход, действительно, применим к работе, но не к жизни в целом. И уж тем более, не к семье и близким людям. На самом деле свою работу и стальные доспехи они оставляют на работе. Ведь, как заметила врач Елена Балацюк: «Работая со смертью, начинаешь больше ценить жизнь».

Exit mobile version