Посевная кампания в регионе не за горами, и от того, как она пройдет, будут зависеть не только продовольственная безопасность, но будущие цены на продукты питания. Но в стране кризис. Ударил ли он по сельхозпроизводителям? И чего ждать от этой посевной? На эти и другие вопросы мы попросили ответить и.о. министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александра Братякова.
– Не пугает. Если в прошлом году из-за скачка цен и роста стоимости валюты это было что-то вроде шока, то сейчас все стабилизировалось, все вошли в новые реалии. Сельхозпроизводители адекватно оценивают свои силы. Могу сказать, что, например, обеспеченность удобрениями в регионе в два раза выше, чем была в прошлом году. В этом году подготовка к весенне-полевым работам начата в максимально ранние сроки. От того, как мы проведем полевые работы, зависит продовольственная безопасность всей Ульяновской области и страны в целом.
Увы, с каждым годом стоимость посевной увеличивается из-за инфляции, и с этим ничего не поделаешь.
– Тогда что с зерном?
– Зерна в хозяйствах области производят с избытком, дефицита нет. Кое-что даже продается за рубеж. Что касается цены, то килограмм зерна стоит около 11 рублей. Цена высокая, но это палка о двух концах. Для тех, кто занимается растениеводством и получает прибыль с продажи зерна – это благо. А для животноводов, которым необходимо покупать зерно, чтобы прокормить птицу, КРС, или свиней, это создает проблему. Высокая стоимость зерна увеличивает себестоимость их продукции.
– Как обстоят дела с ГСМ и техникой?
– ГСМ все стараются закупать до пика цены, который приходится на апрель. Мы всех предупреждаем, что не стоит тянуть. Что касается техники, то нам очень хотелось бы вернуться к федеральной программе, по которой субсидировалась часть стоимости приобретенных тракторов и комбайнов. Увы, сейчас такого нет.
– Во времена Шаманова предлагали брать технику в лизинг и перебрасывать ее чуть ли не авиацией в районы области…
– В некоторых регионах и сейчас пытаются так делать, но это дорого. Что касается лизинга, то, с точки зрения экономики, небольшому хозяйству покупать комбайн нет смысла. Ведь агрегат работает неделю в году. А приобретая его в кредит или лизинг, весь год за него надо платить. Поэтому проще будет нанять этот комбайн на время уборочной.
– Основной проблемой для аграриев в прошлом году стала гибель озимых из-за засушливой осени. Как решается этот вопрос?
– С этим мы работаем и серьезно. Наиболее пострадал Радищевский район, где не взошли все посевы, а также Вешкаймский, Инзенский, Кузоватовский, Мелекесский, Новомалыклинский, Новоспасский, Павловский, Сенгилеевский и Старокулаткинский районы. В конце февраля будем отбирать пробы и смотреть, как перезимовали озимые. Южным районам на компенсацию потерь было выделено 20 млн руб. Там будет пересев. По последним данным, погибло восемь процентов озимых. Где-то до 25 процентов будут пересевать.
– На какие культуры будет сделан упор в этом году?
– Делаем ставку на капусту, свеклу, морковь, картофель. Отрадно заметить, что у нас расширяются площади. Вопрос в другом: мы пока не всегда можем все это переработать, сохранить и на полку положить. Но проблема решаема. Например, есть в Новой Майне одно предприятие, которое занимается луком. Там – современное хранилище с автоматикой. И урожай лука всю зиму в отличном состоянии.
Кроме того, уделяем большое внимание крупяным культурам. Помните, был ажиотаж с гречкой? Но мы можем себя сами обеспечить этой крупой. Область уже сейчас обеспечена гречкой на 70 процентов. И мы продолжим развивать это направление. Радует то, что наши сельхозпроизводители сами становятся и переработчиками. Ставят линии по переработке и фасовке круп. Тем самым сокращаются издержки, и в торговую сеть та же гречка попадает напрямую от производителя.
– А с соей решили «завязать»?
– Не всякая почва подходит для определенных культур, и мы готовы аграриям давать рекомендации. Соя у нас не успевает дойти до зрелости. В итоге потери до 25 процентов. А вот горох стоит выращивать, особенно в южных районах. Это культура очень выгодная. К тому же, с точки зрения агрономии, горох насыщает почву азотом. Будет хороший сбыт урожая плюс – удобрение в почве.
– А как обстоят дела с подсолнечником? И почему подсолнечное масло такое дорогое?
– Подсолнечником мы можем себя обеспечить. И мы получили хороший его урожай. Но пока хромает звено переработки. Нет товарной расфасовки для потребителя. Будем работать в этом направлении. Сейчас одно димитровградское предприятие как раз строит вторую очередь, где будут разливать масло. Рынок насытим.
– Скажите, переживут ли наши сельхозпроизводители это кризисное время?
– Аграрная отрасль может пережить любые катаклизмы. Помню 2008-й, 2009-й, 2010-й годы – засуха была страшная. Ничего, все пережили. Кстати, в последнее время много стало желающих работать в сельском хозяйстве. Радует и то, что в отрасль идет молодежь. Многие начинают интересоваться овощеводством. Для него площади нужны небольшие, а экономический эффект от него – хороший. Мы хотим сделать так, чтобы наука подсказывала нашим фермерам, как работать. В нашей сельхозакадемии много наработок. Даже экономический эффект подсчитан. Надо от сохи переходить к научному земледелию.
– А компьютеризация еще не вошла в моду у ульяновских аграриев?
– У многих хозяйств это эффективно работает. Мы всем рекомендуем ставить ГЛОНАС. Ведь сразу видно на компьютере, как прошел трактор, комбайн, где сколько скосил, насколько ровные ряды, где есть пропуски. Один руководитель хозяйства мне рассказал, что после применения ГЛОНАС экономия ГСМ составила порядка 30 процентов. Есть технологии, но они требуют денежных вложений от аграриев. Однако многие пока еще не могут психологически к этому привыкнуть. Но ведь привыкли же к сотовой связи. Привыкнут и к ГЛОНАСу.
– Посевная – это большое напряжение сил. Скажите, предусмотрена ли культурно-развлекательная программа для механизаторов?
Из года в год прямо в поле устраиваются небольшие концерты. Там же, без отрыва от производства, людей кормят. У них тяжелый труд, а сроки посевной сжаты. Думаю, посевная пройдет хорошо. Люди настроены на успешную работу.
Хочу добавить, что сельское хозяйство сегодня – единственная отрасль, которая находится на подъеме. Так что переживем и это время.
КСТАТИ
Посевная кампания в этом году в Ульяновской области обойдётся в 3,9 миллиарда рублей. На поддержку ульяновских сельхозпроизводителей из федерального центра направят почти 500 миллионов рублей, что на 150 млн больше, чем в 2015-м.
Записал Арсений КОРОЛЕВ.