Самолеты Boeing 737 продолжат летать.
Неожиданное заявление Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о приостановке сертификатов типа на самолеты Boeing 737, удивившее в четверг всю отрасль, оказалось “бурей в стакане воды”. Росавиация, по сути, отказалась реагировать на позицию комитета, обвинявшего агентство в бездействии: вчера после совещания по этому вопросу глава ведомства Александр Нерадько заявил, что эксплуатация самолетов продолжится. Эксперты склонны рассматривать заявление МАК как эпизод аппаратной борьбы с Росавиацией за право стать единым регулятором безопасности полетов.
Вчера в Росавиации состоялось совещание, посвященное заявлению Авиарегистра МАК о “вынужденной приостановке” действия в России “всех выданных сертификатов типа на самолеты семейства Boeing 737” (см. “Ъ” от 6 ноября). В нем приняли участие глава Росавиации Александр Нерадько, президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко, представители Минтранса, Ространснадзора и крупнейших авиакомпаний, эксплуатирующих Boeing 737. Но, по словам господина Нерадько, не явились ни председатель МАК Татьяна Анодина, ни глава Авиарегистра Владимир Беспалов, подписавший письмо о приостановке сертификатов. ОТ Авиарегистра был заместитель господина Беспалова Дмитрий Савицкий.
Еще до совещания МАК опубликовал разъяснение о причинах решения Авиарегистра, переложив ответственность за него на Росавиацию. Как и предполагал “Ъ”, в комитете связали это с катастрофой Boeing 737 в Казани в 2013 году и отметили, что “фактически с первого дня” расследования Росавиацией “ставился вопрос, что вероятной причиной происшествия является отказ системы управления рулем высоты”. К весне 2015 года был согласован окончательный отчет о результатах расследования, но в июне “представитель Росавиации отозвал свою подпись”, а “руководство Росавиации” вновь заявляло, что катастрофа произошла из-за отказа рулевого привода вследствие “конструктивных недостатков” Boeing 737. МАК сослался на “отсутствие конкретных действий Росавиации” по введению ограничений на эксплуатацию Boeing 737 и заявил, что это и стало причиной приостановки сертификатов. В МАК ожидали, что на совещании Росавиация объяснит “свою позицию о необходимости срочных доработок” для Boeing 737 (подробнее см. “Онлайн”).
По итогам совещания Александр Нерадько заявил, что расследование обстоятельств и причин катастрофы Boeing 737 в Казани не закончено, но заверил, что оснований для остановки полетов Boeing 737 нет, а эксплуатация самолетов “продолжится, как и раньше”.
Более того, по словам чиновника, в агентство уже поступил документ от МАК о том, что комитет “просит считать ранее направленный текст заявления недействительным”. Он отметил, что первая редакция заявления МАК “впоследствии была заменена на другую”. Впрочем, и вечером пятницы на сайте МАК было размещено исходное письмо. Господин Нерадько не уточнил, какие именно формулировки были изменены. Источники “Ъ” в авиакомпаниях говорят, что не получали новую версию письма, “ее лишь зачитал на совещании глава Росавиации”. Александр Нерадько резюмировал, что “участники совещания отметили достаточно несерьезный подход МАК к такому важному вопросу”, как приостановка сертификатов, а в самом комитете, по его словам, “существуют разные точки зрения на этот вопрос”.
Источники “Ъ”, знакомые с ходом совещания, говорят, что “никаких громких или неожиданных заявлений не звучало”. “Были общее недоумение от решения МАК и понимание, что если какие-то конструктивные особенности самолетов и нуждаются в доработке, для этого явно не нужно одновременно останавливать полеты модели, на которую приходится четверть парка самолетов иностранного производства в РФ”,— говорит один из них. Источники “Ъ” добавляют, что “в итоге внимание переключилось на запрет полетов в Египет”. Сергей Кравченко назвал совещание “хорошим” и “конструктивным”, добавив, что удовлетворен его результатами. Но вечером в пятницу МАК сообщил, что 5 ноября передал представителю Федеральной авиационной администрации США (FAA) в России и СНГ Эндрю Макки решение Авиарегистра о приостановке сертификатов на Boeing 737. Комитет также отметил, что 6 ноября Авиарегистр получил позицию Boeing по вопросу. Связаться с представителем Boeing в России вчера вечером не удалось.
Собеседники “Ъ” подчеркивают, что “еще до совещания никто всерьез не рассматривал остановку всех Boeing 737”. Еще в четверг в Росавиации поясняли, что МАК не способен остановить использование самолетов, запрет “может ввести только уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который такого решения не принимал”. Вчера в заявлении МАК признал, что в его компетенцию не входят вопросы разрешения или запрета на полеты. Вчера глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун пояснял ТАСС, что “приостановка сертификата МАК может повлиять на эксплуатацию только шести Boeing 737, зарегистрированных в РФ, они принадлежат “Авроре” (входит в группу “Аэрофлот”) и “Газпромавиа””. “Порядка 200 Boeing 737 находятся в иностранных реестрах (Бермудских островов и Ирландии.— “Ъ”), на них решение МАК не повлияет”,— подчеркивал господин Тасун.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко отмечает, что письмо МАК “оказалось бурей в стакане воды”. “Скорее всего, имела место аппаратная борьба между МАК и Росавиацией, и ее последствия могут осложнить положение комитета с учетом требований ICAO о том, что функции сертификации самолетов и расследования авиапроисшествий должны находиться в одном национальном органе”,— считает он.
Автор: Егор Попов
Ссылка на первоисточник.