Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

Почему селфи калечит и убивает

В России участились случаи травм и даже смертельных исходов во время экстремальных селфи – фотографирования самого себя. Что это: новая беда XXI века?

Несколько примеров

Только за последнее время страну повергло в шок несколько страшных случаев. Попытка сделать селфи на опоре высоковольтной линии электропередачи закончилась гибелью подростка в Тульской области. 14-летний паренёк залез на опору, чтобы сфотографировать себя на мобильный телефон. От удара током он упал на землю и скончался.

В Грозном на мальчика, который хотел сфотографироваться на бетонной ограде, упала плита и придавила насмерть.

Только чудо спасло 13-летнюю девочку из Пензы: пытаясь сделать селфи на крыше поезда, она чуть не погибла от удара электрическим током. С ожогами средней степени тяжести школьница попала в реанимацию.

В Москве 21-летняя девушка выстрелила себе в голову, делая селфи с травматическим пистолетом. Барышня находилась на работе. Попросила охранника дать ей ненадолго пистолет, объяснив, что хочет сфотографироваться с оружием. Мужчина ей не отказал…

В стремлении сделать эффектный кадр, чтобы выложить его потом в социальные сети, любители селфи по всему миру нередко попадают в неприятные, а подчас и опасные для жизни ситуации. Например, 18-летнюю девушку из Румынии также привлекла крыша поезда. Пытаясь сфотографироваться там, она неосторожно ступила в зону линии электропередачи и была убита разрядом тока в 27 тысяч вольт. А в Париже электричка едва не сбила пятерых юных девушек, делавших коллективное селфи на железнодорожных путях.

И подобных историй очень много.

«Полюбуйтесь на меня!»

Что же толкает людей разных возрастов, социального положения, интересов на опасные съемки самих себя, когда они напрочь забывают об элементарных правилах безопасности?

Александр Штыкин

За комментарием мы обратились к ульяновскому врачу-психотерапевту с 34-летним стажем Александру Штыкину.

− Если обратиться к природе человека, то стоит вспомнить греческий миф о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречен влюбиться в собственное отражение в воде озера и умер от этой любви, − говорит Александр Витальевич. − Здесь мы отмечаем манию величия, самовлюбленность, эгоцентризм.

Человек стремится показать себя «во всей своей красе», чтобы его оценили другие, и, может быть, в чем-то позавидовали, например, если селфи сделано где-то за границей или со звездой.

С другой стороны, у людей порой наблюдается дисморфофобия – это психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен незначительным дефектом или нежелательной особенностью своего тела. В таком случае делаются «идеальные» селфи – способ доказать себе и другим, что у них нет этого внешнего недостатка.

− Здесь можно вспомнить такое заболевание, как нервная анорексия, − продолжает наш собеседник. − У больных (чаще молодых девушек) наблюдается искаженное восприятие своей физической формы и присутствует беспокойство об увеличении веса, даже если такого в действительности нет.

Человек, страдающий нервной анорексией, начинает проводить часы за редактированием своего изображения в фотошопе, скрывая явные или только ему кажущиеся недостатки.

Одиночество в сети

− Есть и социальная причина – тотальное одиночество, − рассказывает психотерапевт. − Если в деревнях друг друга знают, то сейчас в городах люди знакомы даже не со всеми соседями по лестничной площадке. У человека появляется внутреннее ощущение, что он винтик в машине, который реально ни на что не влияет. Возникает бессилие. А селфи − это способ самоутвердиться, обозначиться в этом мире.

Конечно, обязательный компонент фотографирования самого себя – это наличие интернета, чтобы была возможность поделиться «собой» с миром.

− Кроме того, человек знает о мире 0,1%, − считает Александр Витальевич.− Поэтому он вынужден придумывать себе картины мира. Поэтому он способен любую обычную вещь превратить в зависимость или патологию. Например, еду, алкоголь.

Выхода нет?

− Селфи – это разновидность интернет-болезни, − говорит специалист. − И сейчас Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) готовит новую, 11-ю, редакцию Международной классификации болезней (МКБ), куда должны включить интернет-зависимость.

Планируется, что она выйдет в 2017 году. Новый диагноз смогут ставить зависимым от селфи, онлайн-игр, смс и социальных сетей. Лечение подобных недугов, прежде всего, будет основано на психотерапевтических подходах и предусматривает прием психотропных препаратов, которые, как говорят медики, снимают влечение и навязчивые мысли.

Но сейчас психиатры не могут лечить таких пациентов, так как страсть к селфи пока не считается болезнью. Правда, уже выработаны критерии, когда стоит задуматься над происходящим. До трех селфи в день можно считать забавой, но 6 – это уже болезнь.

− Обращений с такой проблемой пока нет, − продолжает Александр Штыкин. – Но ведь алкоголика тоже чаще приводят на лечение именно родственники. Однако если он годами пьет, то наступает деградация личности, ценностей не остается. В интернет-зависимости опасно то, что человек перестает замечать окружающий мир, а живет в искаженной реальности.

Получается, делание селфи само по себе не является болезнью – это, скорее, выражение другого заболевания. Причины, стоящие за ним, могут быть различны. От вполне безобидных: одиночества, проблем в личной жизни, комплекса неполноценности, низкой самооценки (которые тоже нужно лечить) – до мании, невроза, развития навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий, а также до разнообразных патологических страхов, психопатии и даже шизофрении. В любом случае селфимания и ее причины понижают качество жизни человека. Так что: не загоняйте себя в ящик компьютера или телефона! Мир вокруг гораздо шире и интереснее.

Exit mobile version