Ежегодный конкурс «Евровидение» — это Олимпийские игры в поп-музыке. Как и в случае с Олимпиадой, это десятки миллионов телезрителей, наведение межнациональных мостов, геополитический подтекст и убытки организаторов
Ежегодный музыкальный конкурс «Евровидение», в этом году отпраздновавший 60-летие, в XXI веке превратился в дорогостоящее мероприятие; проводить его у себя в стране престижно, но финансово невыгодно. «Евровидение» — как Олимпийские игры, утверждает глава шведской делегации на конкурсе Кристер Бьоркман: «Оно построено на той же идее и ориентировано на преодоление различий». И как и в случае с Олимпиадой, поддержание этих ценностей обходится с каждым разом все дороже. Стоимость организации ежегодного конкурса может достигать $45 млн, и поскольку конкурс проводится в стране, которая победила на «Евровидении» в предыдущий год, регулярно какие-то страны отказываются от участия или по крайней мере не сильно стремятся к победе.
«Евровидение» становится настолько дорогим, что выигрывать по несколько раз обременительно, — сказал в интервью Euronews на прошлой неделе Бьоркман. — Организация стоит много денег, и мы должны хотя бы чуть-чуть сократить расходы, потому что национальные телерадиовещатели находятся под сильным финансовым давлением». Швеция вновь проведет «Евровидение» в следующем году — в минувшее воскресенье в Вене победил шведский певец. В 2013 году, когда конкурс проходил в Мальме, шведская общественная телекомпания SVT уже сильно экономила, оценив стоимость организации в $20 млн — более чем в два раза дешевле «Евровидения» в Баку (2012 год, $46 млн) и в Москве (2009 год, $40–44 млн).
Впрочем, как и в случае с Олимпиадой, организаторы «Евровидения» часто оправдывают непосредственные убытки от мероприятия косвенными будущими выгодами («мультипликативный эффект»), например, от обновления городской инфраструктуры или повышения международной значимости «бренда» города/страны. В 2013 году Шведская организация по туризму утверждала, что Мальме — город с населением 300 тыс. человек — во время «Евровидения» посетили 48 тыс. туристов плюс 1,7 тыс. журналистов. Город стал более узнаваемым, и общий поток туристов увеличился.
Международный интернет-ресурс BusinessesForSale.com, размещающий объявления о покупке/продаже бизнеса, в 2012 году заключил на основании всплесков пользовательской активности на своих национальных порталах, что проведение «Евровидения» повышает инвестиционную привлекательность страны.
«Евровидение-2015» обошлось Австрии в €36,7 млн (из них €11,7 млн потратили власти Вены — на реконструкцию арены и различные услуги), но Вена считает, что конкурс фактически окупился. По предварительной оценке Института передовых исследований Вены (IHS), общий экономический эффект для Австрии от проведения конкурса составил €38,1 млн, из которых €27,8 пришлись на экономику столицы. В том числе налоговый эффект мероприятия составил €16 млн.
Самые дорогие конкурсы «Евровидения»
2009 — Россия (Москва) — $44 млн
Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст признавался, что проведение конкурса в Москве будет убыточным. Значительная часть денег ушла на строительство сцены, крупнейшей в истории «Евровидения». Сооружение весило 450 т, ширина составила 100 м.
2012 — Азербайджан (Баку) — $46 млн (около $180 млн с учетом постройки арены)
В эту сумму не входит стоимость строительства «Бакинского кристального зала» — концертного комплекса, построенного специально для «Евровидения». Арена обошлась государству в $130 млн. А по данным местной некоммерческой организации «Общественная ассоциация для содействия свободной экономике», общая стоимость «Евровидения» в Баку достигла $800 млн, включая строительство арены, дороги, соединяющей комплекс с центром столицы, новые фирменные такси и различные проекты по облагораживанию облика города.
2014 — Дания (Копенгаген) — $60 млн
«Евровидение» в Копенгагене оказалось самым расточительным в истории конкурса. Изначально организаторы обещали потратить не более $15 млн, но итоговые расходы оказались в четыре раза больше. Осенью 2014 года национальная счетная палата Дании подсчитала, что окончательные расходы составили 334 млн датских крон (около $60 млн на момент проведения шоу). В стране разразился общественный скандал, оппозиция негодовала. Организаторы признали, что более 90% перерасходов пришлось на реконструкцию бывшего судостроительного комплекса B&W Hallerne, в котором проводился конкурс.
ИСТОЧНИК: РБК, Иван Ткачев, при участии Олега Макарова