Вы можете отправиться либо на север, либо на юг от Нижнего Новгорода. Такой ответ получают сегодня в турфирмах желающие поехать в круиз по Волге в этом году.
Зима в европейской части России снова была малоснежной. Из-за этого уровень воды ниже Горьковского водохранилища оказался недостаточным, чтобы трех- и четырехпалубные суда, составляющие основу нашего пассажирского речного флота, могли свободно проходить участок Городец – Балахна. Это – главная проблема волжской навигации этого года. От Москвы до Астрахани уже не проплывешь.
А куда можно? Москва – Санкт-Петербург – Москва. Или на юг до Городца. Либо с отправлением из Нижнего Новгорода. Похожие ответы нам давали практически во всех круизных агентствах, куда мы дозванивались.
Нельзя сказать, что выбора совсем нет. Хоть Волга и является главной речной артерией европейской части нашей страны, круизных маршрутов по России – десятки, если не сотни. Но и с Волгой не все потеряно. Например, нам предложили отправиться из Москвы до Волгограда – на 19 дней. С короткими маршрутами, на 2-3 дня, проблем и вовсе нет.
Кстати, ранее также была возможность еще и “переехать” пересохший отрезок на автобусе. Но сейчас компании за это не берутся. Нужно, чтобы “выгружающий” и “принимающий” теплоходы совпали по числу и классу кают.
Начать путешествие в Нижнем Новгороде – не худший вариант. Лететь на самолете из Москвы туда чуть больше часа. Из северной столицы – примерно 2 часа напрямую. Скоростной поезд Москва – Нижний Новгород идет 4-5 часов. Но стоимость отдыха это увеличит как минимум на 3-4 тысячи рублей на человека (стоимость билетов на скоростной поезд Москва – Нижний Новгород в обе стороны).
Цены взахлеб
Круизы за последний год подорожали в среднем на 12 процентов, рассказывает главный редактор “Круизного информационного агентства” Михаил Архипов.
В московских компаниях, продающих туры, расклад цен такой. Съездить в долгий круиз, от двух недель, заплатив меньше 60 тысяч рублей на человека, вряд ли получится. Хотя все упирается в конкретный вариант. “Можно и за 23 тысячи съездить в Петербург и обратно на несколько дней в каюте на первой палубе”, – предложила нам сотрудница одной из компаний.
Менеджеры первым делом продают путевки в каюты с удобствами. Альтернатива – пользоваться общими на палубе туалетами и душевыми. Попытки сэкономить смысла особо не имеют, говорят представители компаний. Поездка на теплоходе, “который ходит как электричка”, то есть останавливается в каждом городе, обойдется в чуть меньшую сумму если брать трехразовое питание, которое в круизах подороже включено в стоимость пакета. Еще 5 тысяч за экскурсии – и получаются практически те же деньги, но за судно ниже классом. Но и у экономичного варианта есть свои фанаты, говорят представители индустрии.
По нашим наблюдениям, рассчитывать на отдых на теплоходе среднего класса комфорта стоит, ориентируясь на сумму не меньше 4,5 тысячи рублей на человека в день. Стоимость путевки, в первую очередь, привязана к цене топлива, рассказывает Архипов. Остальные затраты – это питание, обслуживание судов, экскурсии и зарплата экипажа.
“Все это дорожает год от года, – указывает эксперт. – Раньше за 10 тысяч рублей можно было в течение трех дней отдохнуть на хорошем четырехпалубном теплоходе на маршруте, условно, Москва-Углич-Москва. Сейчас за эти деньги можно взять только двухпалубный теплоход, это совсем другой класс”.
Места в наличии есть. Но разбирают их вяло: кто хотел места получше, все купили заранее, объясняют в агентствах. На конкретный рейс, предложенный нам, свободными оставались примерно 30 процентов кают. Правда, часть из них – люкс и полулюкс – от 90 до 115 тысяч рублей на человека за двухнедельное путешествие.
Не доехали
Круизный рынок в этом году просел не только из-за обмеления Волги, но и из-за оттока зарубежных туристов, объясняет собеседник “РГ”. Санкции… Не приехали в основном многие западные пенсионеры, чувствительные к политическим новостям. Именно на них ориентировались крупные российские судовладельцы, так как те давали наибольшую прибыль.
Часть компаний даже ограничивали продажи билетов россиянам. Например, не более 20 процентов от всех путевок. Или же вовсе не брали соотечественников на борт. Сейчас таким компаниям приходится перестраиваться. Это в некоторой степени увеличило предложение на рынке. Прежде всего – в ценовых категориях выше среднего.
С другой стороны, в этом году россияне стали меньше ездить за рубеж и начали перестраиваться на поездки по стране. В том числе, вырос спрос на круизы. Как рассказывают в частных беседах представители компаний, примерно на 10 процентов. Правда, не факт, что все новые клиенты вернутся в следующем году, отмечают они.
Обмеление Волги добавило судовладельцам еще одну заботу. Дело в том, что путевки на нынешний сезон начали продаваться еще в начале осени прошлого года. Тогда никто не мог наверняка знать, повторится ли маловодье или нет. Теперь приходится обзванивать клиентов, заранее купивших путевки, и убеждать их изменить маршрут.
На дне
Известна примерная дата, после которой крупные суда не смогут проходить тот участок – 1 июня. И обмеление – это, вероятнее всего, до конца навигации. Теперь, чтобы пройти весь маршрут от Москвы до Астрахани, придется ждать следующего года. Если, конечно, повезет с погодой.
Правда, тут все зависит не только от природы. Участники круизного рынка часто обвиняют операторов электростанций, расположенных вниз по течению, что те сбрасывают воду в своих интересах и не следят за ее уровнем. Энергетики, в свою очередь оправдываются – турбины днями и неделями простаивали без дела, чтобы уровень воды поднялся. Но толку чуть.
Участок, по которому в период обмеления не могут пройти суда с низкой осадкой (между городами Городец и Балахна Нижегородской области), проблемным является давно, рассказывает Михаил Архипов: “Еще в 80-е планировалось завершить наполнение Чебоксарского водохранилища, чтобы создать нужный подбор. Но из-за перестройки этого не произошло. В 90-е годы появилась идея построить низконапорную гидроэлектростанцию под Нижним Новгородом, это позволило бы решить проблему, увеличив напор воды. В 2010 году был сделан проект электростанции. Но он так и не был реализован. Так что проблема с этим участком пока продолжает сохраняться”.
В период маловодья из всех судов круизного флота пройти там могут только самые маленькие – “двухпалубники”. Но их в российском речном флоте осталось очень мало. В свое время “двухпалубники” стали очень невыгодными в эксплуатации. К тому же проигрывали “старшим собратьям” в плане комфорта. Так что судовладельцы стали массово от них отказываться, оставляя в своем флоте только трех- и четырехпалубные теплоходы.
Вода пришла!
Что касается других рек, там ситуация обстоит более-менее нормально. Навигация продолжается в штатном режиме.
Были опасения по поводу воды в Дону и Енисее. Но там сейчас все спокойно, говорят эксперты. На Доне есть проблемы с проходом судов, но они были понятны еще перед началом навигации. Так что компании знали об этом и готовились.
На Каме проблем с водой нет. На Белой тоже вроде все нормально. Есть старая проблема на Оке. “Но там в этом году состоится ввод в эксплуатацию нового гидроузла, который даст необходимый подпор. Так что в этом сезоне там ситуация нормализуется”, – рассказывает Архипов.
Из Петербурга предлагают круизы недельной продолжительности по местным озерам. Проблем с водой там нет. Сейчас основная часть круизов в европейской части страны, помимо Москвы и Петербурга, сосредоточены в Самаре, Казани и Нижнем Новгороде. Сезон только начался, с момента начала навигации (1 мая) почти ни одного крупного скандала не было, указывает собеседник “РГ”.
Уроки “Булгарии”
Еще один важный вопрос, который касается судов, – безопасность. Крушение дизель-электрохода “Булгария” в 2011 году привело к резкому оттоку туристов из отрасли. Объемы перевозок после этого спада восстановились совсем недавно.
“Урок “Булгарии” не прошел даром”, – говорит Архипов. После трагедии серьезно изменилась система контроля речного транспорта. Основные изменения были внесены в кодекс внутреннего водного транспорта. Главное из них – создание государственного портового контроля. Были созданы администрации речных бассейнов, сотрудники которых в среднем раз в два месяца проверяют речные суда. “Благодаря таким проверкам полностью исключена ситуация выхода в рейс судна, у которого отсутствуют либо просрочены документы”, – говорит эксперт.
“С точки зрения безопасности такой контроль – это большой плюс. Это будет держать судовладельцев “в тонусе”, – продолжает Архипов. – Раньше работать “на реке”, выйти на рынок было гораздо проще. Если у тебя было желание и средства, ты мог арендовать теплоход и легко начать работать. Сейчас все сложнее. Особенно тем, кто не имеет опыта. На рынке станет меньше “проходных” людей”, которые приходили сюда в надежде по-легкому взять денег, как это было в истории “Булгарии”.
Кроме того, все судоходные компании теперь должны ввести свою собственную систему безопасности. Сейчас проводят учения со всеми пассажирами в начале рейса, всех заставляют одевать спасательные жилеты и готовиться к экстренной эвакуации. Во всех каютах указано, в какую спасательную шлюпку нужно садиться.
Новый маршрут
Что касается проблем с обмелением, то и здесь есть варианты. “По рекам можно путешествовать и на маломерных судах. У них вопроса проходимости не стоит”, – рассказывает сопредседатель Клуба защиты прав туриста Роман Бобылев.
По его словам, это “молодое” направление путешествий, которое только набирает популярность в России. В Европе, например, с этим куда проще. “И мы могли бы пускать европейские небольшие суда на наши реки, это дало бы толчок развитию этого направления”, – рассуждает эксперт. Но пока для небольших судов даже на крупных реках нет ни заправочных станций, ни сервисных мастерских. А чтобы пройти шлюзы, иногда приходится простаивать сутками.
“Все эти вопросы надо решать. В перспективе круизы на малых судах могут дать толчок развитию речного судоходства и его экономики”, – уверен Бобылев.
Справка “РГ”
Самое возрастное судно, эксплуатируемое туроператорами на нижегородском рынке, построено в 1959 году. Одно из самых “молодых” – “Георгий Чичерин” – спущено на воду в 1988 году.
Все существующие отечественные круизные суда для крупных рек и водохранилищ имеют возраст более 20 лет. Они были спроектированы и построены на иностранных верфях (в Германии, Словакии, Венгрии, Австрии), многие – в 50-60-е годы прошлого столетия.
Средний возраст российских речных круизных пассажирских судов, по данным Российского речного регистра, составляет 38,5 года.
Автор: Василий Миронов
Источник: http://www.rg.ru/2015/05/25/kruis.html