Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

Солдаты-убийцы

На прошлой неделе весь мир потрясла катастрофа самолета Airbus A320, который на полной скорости врезался в скалу, потому что один из его пилотов намеренно начал резкое снижение. Самоубийца забрал на тот свет 149 ни в чем не повинных человеческих жизней. Подобного ужаса, слава Богу, в нашей стране не было. Но «Молодежка» решила вспомнить ульяновских самоубийц, которые устраивали свои кровавые рейды на территории региона.

Барышский расстрел
Эта трагедия произошла летом 1991 года в воинской части у посёлка Патрикеево (Барышский район). Тогда двое солдат расстреляли тринадцать сослуживцев и сбежали с двумя автоматами.
…14 июля рядовые Семенихин и Мурадов заступили в караул. В третьем часу ночи они переобулись в кроссовки, захватили автоматы и пошли мстить.
Ворвавшись в караулку, Мурадов очередями скосил прапорщика – начальника караула, а также троих солдат.
Семенихин в другой комнате в упор расстрелял прапорщика, младшего сержанта и четверых рядовых. Затем отправился в столовую, где убил ещё одного сослуживца, с которым у него тоже не сложились отношения.
После бойни, похитив девять магазинов с 270 патронами, они бросились в бега. Солдаты-убийцы хотели перебраться в Среднюю Азию, там купить «липовые» документы и сменить имена.

Анатолий Моисеев

– Но на беглецов вышли оперативники на окраине Барыша, – вспоминает бывший начальник отделения уголовного розыска Барышского РОВД, ныне пенсионер, председатель районного Совета ветеранов, подполковник Анатолий Моисеев. – Утром всю нашу милицию подняли по тревоге. Поступило сообщение, что беглецы направляются к Барышу. На помощь нам бросили курсантов ульяновских военных училищ. Они дежурили на блокпостах. Но тогда милиционеры ездили на стареньких тентованных «уазиках». Сотовых телефонов не было, а рации работали крайне плохо. Поэтому приходилось рассчитывать только на свои силы.

Бой у гаражей
Вскоре пришло известие, что беглецы засели на местных дачах. Одна женщина сообщила, что видела двух парней в камуфляжной форме (тогда она свободно не продавалась). Оперативники начали прочёсывать местность, в небо даже подняли вертолет.
При облёте возле села Лесное Матюнино (Кузоватовский район) оперативники заметили человека в форме. «Вертушка» села, и вооружённая группа бросилась к подозрительному человеку. Но это оказался местный житель, который пас коз. Обмундирование у него осталось ещё со времен Великой Отечественной войны.
– А утром 15 июля нам позвонил мужчина, из местных, и рассказал, что недалеко от Попова оврага видел беглых солдат, – рассказывает Моисеев. – Они заходили в дом, просили еды и что-нибудь из одежды. Сельчане дали им хлеба и старые штаны. Милиционеры срочно прибыли на место и блокировали гаражный комплекс, где к тому времени залегли сбежавшие солдаты.

Покончил с собой
Но убийцы разделились. Мурадов спрятался в недостроенном гараже, Семенихин попытался уйти оврагом. Вдруг Мурадов стал стрелять по «уазику», в котором находились милиционеры. Оперативники бросились на землю. А несколько пуль прошили тент.
Затем раздалось ещё несколько очередей. Потом наступила тишина, а следом – одиночный выстрел.
…Мурадов выстрелил в себя. Когда к нему подползли оперативники, он был уже мёртв.
Через десять минут взяли Семенихина. Он не пытался сопротивляться. Его быстро погрузили в вертолёт и доставили в областной центр.

Месть
Было долгое расследование и суд. Семенихина (на нем было семь убийств) приговорили к смертной казни, но приговор привели в исполнение только через несколько лет. Ожидал он своей участи в камере смертников в сызранской тюрьме.
Известно, что родился Семенихин в Краснодарском крае. После школы получил специальность помощника машиниста электровоза и был призван в армию. Попал служить в роту охраны. Но с первых же дней у него не сложились отношения с сослуживцами, а подчиняться он не хотел. В итоге его били «деды» и даже некоторые офицеры. Хотя сам парень владел приёмами каратэ.
В армии Семенихин сдружился с Мурадовым (он был из Средней Азии). Тот тоже занимался каратэ, и у него якобы даже был чёрный пояс.
Семенихин потом рассказал следователям, что именно Мурадову пришла мысль сбежать из части. Вначале они хотели просто ворваться в караульное помещение, обезоружить наряд, отвести несколько командиров отделений в лес и там их из мести расстрелять. А после бежать. Но планы изменились…

Побег десантников
Участниками другой бойни в феврале 2002 года стали два десантника из ульяновской 31-й воздушно-десантной бригады. Почти двое суток они держали в напряжении Ульяновскую область и соседний Татарстан. В поисках дезертиров были задействованы сотрудники милиции, УФСБ и спецназа. Сменив четыре машины, проехав в общей сложности 100 километров и оставив за собой девять трупов, они завершили свой кровавый рейд.
…В ночь на 4 февраля рядовой Михаил Сухоруков и младший сержант Алмаз Шагеев в поселке Поливно заступили во внутренний наряд. Оба бойца отслужили к тому времени по полтора года и осенью должны были демобилизоваться. Оба были на хорошем счету у командования, имели положительные характеристики, поэтому офицеры батареи полностью им доверяли. Воспользовавшись этим, они вскрыли оружейную комнату и похитили оттуда два автомата с патронами. Все это спрятали на территории части. После вечерней поверки, когда из подразделения ушел командир, Шагеев и Сухоруков распили бутылку водки.
В час ночи дежурный по батарее Шагеев сказал своему дневальному, что Сухорукову плохо, и он проводит его до медчасти.
Тем временем десантники забрали спрятанное оружие, боеприпасы и перелезли через забор части. Выйдя на дорогу, беглецы остановили белую «шестерку» и расстреляли водителя. Его труп они спрятали в поле. На похищенной машине дезертиры проехали совсем немного. Закончился бензин. Остановили красную «девятку», при этом расстреляли и её водителя, а тело засунули в багажник брошенной «шестерки».
На границе с Татарстаном беглецы пронеслись на большой скорости мимо поста ГАИ. В погоню за нарушителями бросился сержант милиции на машине своих друзей. В салоне находилось еще три пассажира. Возле АЗС у десантников опять закончился бензин. «Девятка» встала. К парням сразу же подошел гаишник. Но, угрожая автоматом, те уложили инспектора и двух пассажиров на асфальт и расстреляли их. Но одного пассажира бандиты взяли в заложники.
Возле Буинска машина вновь забарахлила. Пока преступники возились с мотором, заложник сумел сбежать. Дезертиры отправились пешком…

Операция
Тем временем в Ульяновске по тревоге подняли спецчасти УВД области и подразделения 31-й ВДБ. К утру понедельника в операции по задержанию беглецов уже было задействовано до 600 человек.
Вычислив маршрут дезертиров, наперерез направился патруль отдела вневедомственной охраны. Но расчет был выбран неверно. Беглецы увидели отряд ОВО, и, подкравшись к ним сзади, открыли огонь на поражение. В результате погиб один человек, два сотрудника были тяжело ранены. Забрав у погибшего капитана милиции табельное оружие, преступники пересели на милицейский «уазик» и поехали в сторону Буинска. Но, не доезжая города, машина перевернулась. Дальше убийцы опять пошли пешком.
К этому времени все подступы к городу были блокированы. Поняв, что пройти через посты невозможно, десантники направились к станции в надежде сесть на проходящий поезд. Но на переезде их встретил отряд милиционеров.
Тогда беглецы засели в старом разрушенном сарае.
В этот момент у них возник план. Сержант Шагеев вышел сдаваться, подняв руки вверх. Когда к нему подошли милиционеры, Сухоруков открыл по ним огонь. Стрелял в не защищенные бронежилетами ноги, плечи, голову. В ходе перестрелки Шагеев был ранен, а капитан и два лейтенанта милиции погибли. Также были ранены еще двое милиционеров.
Сухоруков вышел из укрытия и добил их. Затем хладнокровно пристрелил своего напарника и подался в заброшенную деревню Лащи, что в километре от разъезда.

Дрогнула рука
Он забрел в первый попавшийся дом, в котором жила старушка. Увидев солдатика, бабушка впустила его в дом, накормила и даже налила стакан самогонки. Поблагодарив хозяйку за гостеприимство, Сухоруков пошел в пустующий дом отсыпаться.
Тем временем деревню уже окружал отряд СОБРа и МВД Татарии. Услышав лай овчарки и команду: «Выходить! Руки за голову!» – Сухоруков проснулся, подошел к окну, дал несколько очередей из автомата, но ни в кого не попал. Следом наступила тишина. И вот когда собровцы уже приготовились к штурму, они услышали выстрел. Ворвавшись в дом, увидели десантника, лежащего в крови. Сухоруков был еще жив. Он пытался убить себя выстрелом в голову, но, видимо, в последний момент рука дрогнула… Скончался он по дороге в больницу.
Были возбуждены сразу несколько уголовных дел. Но потом они все были объединены в одно и переданы в военную прокуратуру.
Говорили тогда, что Шагеев якобы направлялся в Казань выбивать у своего дружка долг – 300 тысяч рублей. Об этом рассказал следователям уцелевший пассажир «Жигулей». По другой версии, у Шагеева были семейные проблемы, якобы перед этим он получил письмо от своей девушки, которая собиралась выйти замуж за другого. Увы, правды так никто и не узнал.

Наша справка:
Младший сержант Шагеев, 1981 года рождения, был призван на военную службу в ноябре 2000 года Зеленодольским райвоенкоматом Республики Татарстан и дослужился до зам-комвзвода. Второй – рядовой Сухоруков, 1982 года рождения, был призван из Пензы в ноябре 2000 года и командовал отделением десантников.

Арсений КОРОЛЕВ.

Exit mobile version