Что будет с системой профессионального образования в непростых экономических условиях? Сможет ли она помочь людям, потерявшим работу? Директор департамента по подготовке рабочих кадров и дополнительному профессиональному образованию Минобрнауки России Наталия Золотарева заверила «МК», что система СПО готова противостоять кризису.
— Наталия Михайловна, сколько колледжей пережили коллапс 90-х?
— Несмотря на то что кризис 90-х ударил по системе профобразования (СПО), часть колледжей закрылась, а ценные преподавательские кадры ушли, большая часть системы среднего профессионального образования все же выстояла и последнее десятилетие активно развивается. Сейчас она третья в стране по масштабу после школьного и вузовского образования: почти 3 млн студентов получают рабочие и технические специальности в более чем 4 тыс. техникумов и колледжей, а также в 400 вузах, которые также реализуют программы СПО.
— И государство поддерживает этот процесс?
— Масштабная поддержка системы среднего профобразования на государственном уровне началась с нацпроекта «Образование» в 2007 году, когда регионам были выделены значительные средства на приобретение в техникумы современного оборудования. Министерством утверждена и вот уже два года реализуется «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ до 2020 года». Сегодня субсидии на развитие региональных систем профобразования, которые обеспечивают кадрами приоритетные отрасли экономики, второй год получают 45 регионов.
— Есть точка зрения, что за подготовку рабочих кадров должен платить бизнес…
— Государство ни в коем случае не снимает с себя обязательств по поддержке системы профобразования на должном уровне. Но современное производство, технологии быстро меняются. И без взаимодействия с реальным производством предприятиям качественно подготовить рабочих невозможно. Новые модели деятельности СПО, которые сейчас появились в регионах, базируются на принципе взаимодействия власти, бизнеса и техникумов на уровне региона в целом. Две новации представляются наиболее перспективными: создание региональных отраслевых кластеров, объединяющих местные колледжи с ключевыми отраслевыми предприятиями, и реализация практико-ориентированного (дуального) обучения. В рамках первой отраслевой совет кластера решает, сколько и каких готовить кадров, куда направлять на практику, где трудоустраивать и как оценивать качество подготовки. Вторая предусматривает значительное усиление участия работодателей и представителей производств на всех этапах образовательного процесса — от приема до трудоустройства выпускников, а также резкий рост практики: студент проводит на предприятии не менее 50% учебного времени, включая практические и теоретические занятия. Эта модель очень популярна в Германии. Но мы, изучив зарубежный опыт, создаем собственную модель практикоориентированного обучения. Так, например, вскоре поменяем федеральные государственные образовательные стандарты СПО: минимальное число часов на производственную практику будет увеличено до 30%, и плюс еще техникум сам может принять решение об увеличении практики. Апробацию обновленных стандартов подготовки уже ведут 10 регионов, а до сентября 2016 года изменения будут внесены во все федеральные стандарты среднего профобразования.
— Можно подробнее про «дуальное обучение»…
— В рамках такой практико-ориентированной модели обучения в регионах — например, Белгородской, Свердловской, Калужской областях, Республике Татарстан — предприятия создают у себя учебные места или целые учебные подразделения для обучения студентов, выделяют постоянных наставников. Также предприятия создают в техникумах свои учебно-производственные площадки и прямо там моделируют часть технологического процесса и производственной среды, вплоть до элементов разметки в цехах предприятия, куда потом попадут выпускники. Следующий этап — повышение доверия к процедуре оценки качества подготовки. Работодатели традиционно осуществляют ее через участие в итоговой госаттестации выпускников. Но настало время также увязать квалификацию выпускника со специальной сертификацией, которую проводят работодатели. Кстати, практико-ориентированная (дуальная) модель обучения наиболее эффективно реализуется в рамках региональных отраслевых кластеров.
— Если внедрение модели дуального обучения — это главное, то зачем нужна «Стратегия подготовки рабочих кадров»? Каковы ее задачи?
— «Стратегия» нужна для комплексного решения накопившихся проблем и в этой связи ставит четыре главные задачи. Первая: квалификация выпускников должна соответствовать требованиям региональной экономики. Поэтому к обучению должны подключиться работодатели, а не менее 50% занятий должны проходить на предприятиях или в учебно-тренировочных участках. Вторая: это консолидация ресурсов и усилий бизнеса, образования и власти для подготовки рабочих кадров. Третья: любой человек, независимо от возраста, состояния здоровья и места жительства, должен иметь возможность получить или подтвердить квалификацию, полученную любым, в том числе неформальным путем. Поэтому образование ориентируется не только на молодежь, но и на «взрослых». С квалификацией среднего профобразования бывает легче трудоустроиться, и даже люди с высшим образованием все чаще ее получают, а рядом с техникумами, где учится молодежь, появляются центры профессиональной квалификации, занятые обучением и повышением квалификаций взрослого населения. Четвертая задача — успешная социализация и самореализация студентов колледжей. С воспитательной работой у нас в техникумах традиционно все в порядке: не секрет, что для многих ребят техникум становится вторым домом. Но сегодня мы дополняем эту задачу новой: формированием у ребят предпринимательских умений. Люди, умеющие работать руками, обладают высоким потенциалом не только для самозанятости, но и для создания других рабочих мест.
— Сейчас много говорят о международном движении конкурсов профессионального мастерства WorldSkills International. Что это такое?
— WorldSkills — это, по сути, международный конкурс профессионального мастерства. Россия присоединилась к этому движению в 2012 году, получив доступ к передовым стандартам, сформированным международным профессиональным сообществом и определяющим, что сегодня представляет та или иная профессия. На международном уровне есть сформированный пакет квалификации рабочего или специалиста — что должен уметь современный сварщик, парикмахер или столяр; каким оборудованием он должен пользоваться; каковы скорость и качество его работы. Более 80 стран-участниц этого движения используют его для повышения в первую очередь качества подготовки своих специалистов. Россия тоже начала накапливать такой опыт: уже через год после вступления в движение мы выставили на соревнования свою команду и сразу увидели, в каких профессиях у нас все на уровне (скажем, веб-дизайн, программирование, мехатроника), а где мы оказались в нижней части листа (например, укладка плитки, столярное дело). Итоги уже переведены в практическую плоскость: в 2014 году был разработан целый блок примерных программ с образовательным модулем, соответствующим стандартам WorldSkills. Регионы, студенты которых участвуют в соревнованиях, уже начали обновлять как образовательные программы, так и материально-техническую и методическую базу подготовки в соответствии с мировыми требованиями. Важным результатом является повышение квалификации всех участников соревнований. У нас даже появился термин «чемпионатное образование» — это когда ты в соревнования входишь с одним уровнем, а по их окончании он в разы возрастает. При этом WorldSkills — не только отличный «термометр», но и механизм профориентации: после национального чемпионата в Татарстане число желающих поступить в техникумы возросло на 10%. Кстати, в этом учебном году там 51% выпускников девятого класса пошли в техникумы.
— В одном из колледжей по подготовке сантехников пару лет назад мне с гордостью демонстрировали курс истории экономических учений. Нужны ли системе профтехобразования фундаментальные дисциплины?
— К преподаванию фундаментальных дисциплин в СПО надо подходить разумно, четко понимая, как они привязаны к подготовке того или иного специалиста. Профобразование формирует конкретные умения, и ему важны профессионально ориентированные дисциплины, направленные на конкретный результат. На мой взгляд, фундаментальность подготовки специалистов среднего звена выражается через обучение системному видению технологического процесса и готовности к анализу и принятию оптимального решения, а также через подготовку многофункциональных специалистов. Особенно важно это в высокотехнологичных профессиях: к примеру, мехатроник должен обладать квалификациями и электрика, и программиста, и гидравлика. Это и есть профессиональная фундаментальность. Так что экономисту и бухгалтеру история экономических учений в разумном объеме, конечно, не помешает.
— Сколько колледжей требуется сегодня нашей стране?
— Говорить надо не о количестве учебных заведений, а о качестве подготовки в них! Для каждого региона цифра будет своей. Система СПО для того и передавалась в регионы, чтобы оптимизировать сеть исходя из потребностей региональной экономики в кадрах нужной квалификации. Вдобавок эти потребности меняются: сейчас, например, заметно повышаются входные требования к абитуриентам вузов, и это приведет к увеличению потока абитуриентов техникумов. Кризисные явления в экономике также заставляют родителей и студентов задуматься о получение практической специальности.
Важное значение приобретает и размер техникума. Практика показывает, что современным городам нужны крупные многопрофильные центры подготовки. Такие техникумы способны не только готовить по широкому кругу востребованных специальностей молодежь, но и обучать взрослых в течение всей жизни с учетом особенностей возраста, состояния здоровья, места жительства и других моментов.
— А техникумы готовы принять большее число студентов?
— Региональные министерства образования видят новую ситуацию и готовятся к увеличению потока абитуриентов и студентов в техникумы и колледжи.
Марина Лемуткина
Источник: “Московский комсомолец”