Вечером 16 марта министр здравоохранения и социального развития области Павел Дегтярь вместе с главврачом Станции скорой медицинской помощи Ульяновска Айратом Имангуловым на несколько часов заступили на «контрольное дежурство», вместе с бригадами отправившись на вызовы. С ними поехали наши корреспонденты.
Узнав, что «контрольное дежурство» должно продлиться с семи до десяти часов вечера, мы приготовились объездить не меньше пяти адресов. Но, к нашему удивлению, успели побывать только на двух вызовах. Оказывается, на один вызов бригада скорой помощи тратит, в среднем, час.
По словам медиков, в последний месяц из-за гриппа и ОРВИ наплыв вызовов возрос. Из-за этого увеличивается и время ожидания пациентами «скорой». В воскресенье, 15 марта, когда некоторым ульяновцам пришлось ждать «скорую» по пять часов, поступило целых 1243 вызова. Это при том, что в день на номер «03» обычно принимается около 800 звонков.
Ситуация всегда усугубляется в вечерние «пиковые» часы, с 18 до 23 часов, и в выходные, когда не работают поликлиники, и врачам «скорой» приходится принимать и неотложные вызовы. Кстати, многие люди до сих пор не понимают разницы между скорой и неотложной помощью.
– Скорая медицинская помощь — это фактически экстренная служба спасения жизни, – говорит Айрат Имангулов. – Именно «скоропомощных» вызовов к нам поступает от силы 40%, остальные – неотложные. С такими есть возможность обратиться в поликлинику, добраться до стационара. Вызывая «скорую» по не столь значительному поводу, вы рискуете оставить кого-то без должной помощи.
Норматив прибытия «скорой» помощи – 20 минут, «неотложной» — 2 часа. Но обстоятельства бывают разные: пробки, ложные вызовы (их в день бывает до 70-ти). Иногда случаются и ЧП. Например, в «пиковое» 15 марта одну из бригад пациенты заперли в квартире. Пока их вызволяли полицейские, к кому-то на вызов «заложники» не успели.
Еще одна проблема — недоработки «первичного звена» медпомощи. Первый вызов, на который прибыл Павел Дегтярь, был к пожилой женщине, страдающей астмой. Как выяснилось, «скорая» у нее частый гость — приступы бывают регулярно. Этого можно было бы избежать, если бы терапевт вовремя скорректировал курс лечения.
– Сегодня мы увидели, что все бригады работали оперативно и качественно, – говорит Павел Дегтярь, – причем их труд положительно оценивают и пациенты. Подобные выезды, какие совершили мы сегодня, я считаю, необходимы. Они дисциплинируют медицинских работников и позволяют нам выявить проблемы, которые могут возникать при оказании медицинской помощи. Сейчас нам необходимо выстраивать межведомственное взаимодействие «скорая помощь – поликлиника», серьезно стоит вопрос о создании волонтерского движения, которое бы оказывало реальную помощь в работе бригад. Практику контрольных выездов мы будем продолжать, в ближайшее время сделаем их в приемные отделения стационаров.
Анастасия ИЛЬИНА.