Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

Ловушки для доверчивых клиентов

В погоне за выгодой продавцы товаров и услуг идут на любые ухищрения. Какие подвохи поджидают потребителей и как их избежать, разбиралась «МГ».

Как оператору угодно

Без сотовой связи и интернета в современном мире обойтись практически невозможно. Но, к сожалению, «выгодные предложения» нередко на деле оказываются не такими уж и выгодными.

– Провайдеры в рекламе часто обещают определенную скорость интернета, а когда она оказывается ниже, объясняют это особенностями местности и прочими причинами, – рассказывает юрист Ульяновской городской общественной организации «Центр по защите прав потребителей» Егор Крылов. – При подключении людям часто дают «стандартный» договор. Но в нем надо оговаривать минимальную скорость. Всяческие «пакеты», интернет плюс телевидение и тому подобное на деле также иногда оказываются заблуждением. Провайдер оставляет за собой право в одностороннем порядке менять тариф.

Кстати, нежданное изменение тарифов — распространенный ход операторов сотовой связи. Часто клиент спустя какое-то время обнаруживает, что вместо 50 копеек за минуту он уже платит рубль и больше. С юридической точки зрения, это неоднозначная проблема, судебной практики по таким случаям нет. Да и абоненты предпочитают не ввязываться в судебные тяжбы. А пока они не заметили подвоха и не перешли на другой тариф, оператор успевает «подзаработать».

Коммунальный подтекст

Своеобразные чемпионы по наживе на клиентах — это управляющие компании. Они виртуозно умудряются добавлять в наши платежки строчки за все новые и новые услуги, которые даже не всегда выполняются.

Например, уборка придомовой территории. В большинстве случаев в домах приватизированы именно квартиры, а не прилегающая земля, а значит, она принадлежит муниципалитету, который и должен ее убирать за собственный счет. Но некоторые компании умудряются не только брать за это плату, но и разбивать услугу на несколько пунктов: «ручную уборку территории», «механизированную».

Та же беда с лифтами. Компании выделяют обслуживание лифта, диагностику лифта, ремонт и обслуживание лифта. Все это – одно и то же. А суммы, которая набирается с каждого квадратного метра за год-два, и вовсе хватило бы на абсолютно новую кабину лифта.

И таких примеров множество. Но есть граждане, которым успешно удается с этим бороться.

– За несколько месяцев разбирательств с управляющей компанией нам удалось сократить квартплату на 30-40%, – рассказывает Татьяна Литвинова, жилец одного из домов на улице Бебеля в Ульяновске. – Например, мы сами поставили общедомовой счетчик на электричество за 2,5 тысячи рублей (а не за 25 тысяч, как просят некоторые компании). Теперь такого понятия, как «места общего пользования», у нас нет. Вместо того, чтобы платить за вывоз мусора и уборку контейнерной площадки, мы поставили разные баки для бумаги, пластика и металла. Этот мусор мы сдаем, и дом даже немного зарабатывает, а платим только за вывоз общего контейнера для остального мусора. Еще мы отказались почти ото всех дополнительных услуг в платежке. Вместо этого собираем по 10 рублей с квадратного метра в накопительный фонд дома, и именно из него Совет дома берет средства на любые необходимые работы.

– Если вы хотите платить меньше, нужно стать настоящим собственником своего дома и начать качественно им управлять, – советует Егор Крылов. – Делается это путем проведения общих собраний. Если это необходимо, предварительно консультируйтесь со специалистами. Иногда управляющие компании игнорируют решения собраний, и тогда разъяснять им, что решение собственников обязательно к исполнению, приходится через суд.

Кредитная кабала

«Накалывать» клиентов разными способами продолжают и банки.

Вместе с договором на кредит мы можем не глядя подписать договор на страхование жизни на срок этого кредита, причем стоимость страховки спишут единовременно. Например, нам нужно взять 300 тысяч рублей. Документы подписаны, а на руки мы получаем 220 тысяч. Когда начинаем разбираться, оказывается, что мы «купили» еще и страховку за 80 тысяч.

Довольно опасная вещь — пенни и штрафы. Иногда по договору они составляют большую сумму, и в случае просрочки платежа в первую очередь взимаются не основной платеж и проценты, а именно эти штрафы.

– Вы как потребитель имеете право отказаться от каких-либо страховок или невыгодных условий, – говорит Егор Крылов. – Но если вы подписываете документы, это значит, что вы с ним ознакомились и согласны. Договор, как правило, занимает несколько страниц, и найти подводные камни в нем могут только юристы-профессионалы. Договор обязаны давать на руки, но часто дают только в момент заключения. Если вам отказались дать договор для ознакомления, мы рекомендуем такой договор не заключать.

«Вы не так поняли!»

Очень заманчивыми кажутся и предложения разных магазинов, особенно бытовой техники и электронных устройств. «Если вам не понравился товар, вы можете вернуть его в течение 60 дней!», «При покупке телефона выиграйте скидку!»… И разумеется, купившись на красивую рекламу, мало кто из нас знакомится с условиями акции. Вот и получается, что нам отвечают: мол, в рекламе имелось в виду другое.

Та же история с акциями по «сбору баллов», которую особенно часто проводят производители напитков. Нередко срок годности такого товара истекает намного позже даты окончания акции. Самый лучший способ избежать неприятных сюрпризов – это тщательно ознакомиться с условиями проведения акции. Как правило, правда скрыта под «звездочками», в мелком шрифте, на обороте этикетки или где-нибудь еще.

P.S. Случаи, когда потребителей обводят вокруг пальца и откровенно обманывают, можно приводить еще долго. Чтобы не стать героем подобной неприятной истории, помните: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Не ленитесь вчитываться в условия договоров, разбираться, за что именно с вас просят деньги, и, если нужно, обращайтесь за помощью к специалистам.

Анастасия ИЛЬИНА.

Exit mobile version