Робин Гуд из Новоспасского
В каждом городе, селе или деревне есть свои предания и легенды. Они бывают веселыми и не очень, реалистичными и мистическими. В наших местах распространены рассказы о кладах Стеньки Разина и Емельяна Пугачева. Во многих населенных пунктах их именами названы овраги, леса, где восставшие якобы прятали свои сокровища. Во многих, да не во всех. Например, в поселке Новоспасское есть чудесная история о герое-разбойнике Марке.
Историей о Марке и знаменитой горе, что высится рядом с селом и на которой он грабил богачей, с нами поделился местный житель Анатолий Петров. Он специально собирал материалы об этой легенде. Это предание в Новоспасском знают все: и школьники, встречающие на Маркиной горе первый рассвет после выпускного бала, и старожилы, которым еще их бабушки рассказывали.
Маркина гора
Давным-давно, когда только началось заселение Новоспасского, а это было в 1740−1750 годах, через посёлок шли два тракта: на Москву и на Оренбург. По этим дорогам беспрерывно ехали повозки с товарами, вели торговлю купцы. Один человек по имени Марк с несколькими товарищами поселился на горе, которая тогда вся была покрыта дремучим лесом. Кем они были? Об этом никто не знал: то ли беглые солдаты, то ли крепостные. Но эти люди скрывались от преследования. Поселились они в землянках и начали разбойничать: грабили купцов, отбирали деньги, товары, продукты – надо же было чем-то жить. Купцы были недовольны, неоднократно обращались к властям. Часто наведывались жандармы в Новоспасское, но заходить в глубь леса боялись. А разбои учащались, стали уже крупными.
Купцы обратились в Симбирск. И когда оттуда прислали солдат, чтобы поймать Марка, его уже не нашли. Видимо, Марк имел своих людей в селе и был ими предупреждён. Нашли только землянки да утварь: казаны, посуду, одежду. След от этих жилищ сохранился надолго. Еще некоторое время землянки служили убежищами для нищих, обездоленных. Потом жилища обветшали, разрушились и сровнялись с землей.
Но вот что интересно. Ушла шайка со своим атаманом, растворилась в поволжских просторах. Но не кончаются на этом легенды о Марке и его «братьях-разбойниках». Имеют они интересное продолжение. О том, что грабил Марк только богатых, а бедным — помогал.
Родила вдова дочь
Со временем и лес вырубили, он стал редким, а потом остались пеньки да кустарники. Гора совсем оголилась где-то в 1950−60 годы.
В конце же XVIII века, когда разбойничал Марк, в Новоспасском было всё совсем по-другому. Речка была полноводная, глубокая, чистая, в ней водилось много рыбы, местные жители плавали на лодках и плотах. По течению было множество водяных мельниц. Речка имела высокие берега, где водились стрижи и ласточки.
Зимой местные жители устраивали различные развлечения на льду. Сооружали карусели: ставили колесо, прибивали жердь, к жерди − санки. Колесо крутили, и санки носились по кругу с бешеной скоростью. Катались на коньках. Увлекались этим почти все парни и даже некоторые девушки.
В те далёкие времена в Новоспасском жила одна вдова − Евдокия Хвостушкина. Осталась она с двумя сыновьями. И однажды Евдокия удивила всё село: родила дочь, а от кого – не говорила. Назвала дочь Марьей. Вдова справно вела хозяйство. Подросли сыновья, помогали ей и очень любили свою сестру. А сестра была на диво хороша: белокурая, голубоглазая, очень веселая, певунья и плясунья. Но ещё на удивление всем была лихой наездницей, каталась на коньках – не мог никто ее обогнать, и сено косила так, что не всякий мужчина мог за ней угнаться. Многие парни на неё заглядывались. Но она ни на одном не останавливала свой выбор.
Открылась тайна
Однажды к помещику, жившему в Новоспасском, приехали гости. Катались по реке, ездили в лес, бывали на базарах, в церкви.
И вот один из гостей увидел Марью. Он был поражен ее красотой. Узнав, чья она дочка, пошел в дом вдовы. Родные напугались, особенно братья: ведь их любимица-сестра была крепостной. А бывало так, что красивых девушек забирали в барский дом, развлекались ими до поры до времени, а потом посылали на черную работу: убирать хлев.
Барин же им объяснил, что он не с плохим настроем пришёл. Он хочет взять Марью в жёны. Владелец же мог её просто отдать или подарить этому господину, чего не могли и представить себе братья. Они решили, что Марье нужно бежать. Но вступилась мать. Она спросила дочку, согласна ли та выйти за него замуж. Девушка была согласна, так как этот парень ей понравился. Тогда мать сказала, что она и не бедная вовсе и может в одночасье стать свободной.
Братья недоумевали: откуда деньги? И вот когда договорились, что Марья выйдет замуж за барчука, мать с дочерью пошли в одно укромное место, разрыли землю под деревом, оттуда вынули железный сундук. В нем оказалось много денег и дорогих украшений. Мать сказала: «Это всё твоё. Это от отца».
Раньше мать боялась открывать тайну: её могли обвинить в воровстве. А теперь она не боялась, знала силу барчука. Он в обиду не даст.
Выдали Марью за барина с богатым приданым. А со временем и мать уехала с сыновьями куда-то под Москву. Как будто там купили себе дом, братья женились, имели землю, скот, жили исправно. Иногда Мария со своим мужем приезжали в Новоспасское, катались по речке на лодке, выезжали на лошадях. Она была такой же озорной и лихой наездницей. Но никогда не забывала о бедных и обиженных. Говорят, что она дала средства, чтобы построить первую в селе школу. А в Новоспасском все думали, что это дочь Марка-разбойника.
В беде не оставлял
Рассказы о доброте разбойника Марка до сих пор живы.
Однажды в Маловке, что в Новоспасском районе (а в те времена это была большая деревня), в страдную пору, когда солнце палило нещадно и дули горячие ветры, случился пожар. В домах в это время оставались только дети и старики, остальные уезжали в поле убирать хлеб, иногда там и ночевали. Пожар охватил сразу несколько домов. Справиться с огнем не смогли: все строения были из дерева и соломы. Почти половина деревни сгорела. Когда подоспели с поля, спасать было уже нечего. Остались одни пепелища. Пожар – это всегда беда. А в те времена — просто страшное бедствие. Чтобы опять построить дом, нужны были средства. А их не было. Погорельцам помогали такие же простые люди. И часто было так: брали суму и шли по деревне. Люди знали, что такое пожар, и поэтому делились последним.
Погорельцы просидели всю ночь на пепелище, выплакав все слёзы. И вот, как только начало рассветать, подошёл к людям какой-то человек, он поочерёдно подходил то к одним погорельцам, то к другим и отдавал им деньги. Люди не успели опомниться, как человек исчез. Кто он был? То ли Марк, то ли ещё кто из его шайки − никто не знал, знали только то, что был это именно человек от Марка.
Когда посчитали деньги, то оказалось, что каждому хватит построить дом, да ещё на другие нужды останется. Люди встали на колени и долго молились, что Господь послал им такого человека. Люди Марка и он сам часто бывали на ярмарках, которые проходили в Новоспасском, слушали разговоры сельчан, узнавали все новости. А потом некоторые жители ранним утром находили у себя на подоконнике и на пороге деньги. Это была помощь от Марка тем, у кого лошадь пала или корова. А иногда помогал тем, у кого случалось какое-то несчастье в доме. Видимо, Марк сам пережил много, много хлебнул горя, а поэтому очень хорошо знал жизнь бедного люда. Поэтому и делился награбленным, знал, что у богатых купцов не убудет.
Сколько лет жил здесь Марк − никто не знает. Знают только, что людей он не оставлял в беде.
Плата за жестокость
Сохранился и такой рассказ. Жила в тех местах помещица, владела она селом Голодяевка, которое получило такое название потому, что этим прозвищем звали саму хозяйку (ныне село называется Садовое). Помещица эта прославилась своей жестокостью на всю Россию. Даже было предупреждение ей о том, что если не укротит свой пыл грубости к своим людям, то отберут поместье.
Крестьян она изводила до крайности. Беднее её крепостных не было во всей округе. Кормила она народ, как скотину. Наливали похлебку из муки в общее корыто на столе, и вот из этого корыта крестьяне хлебали. Ходили они босиком до самых морозов. В то время избы топились по-чёрному – дым выходил через дверь, а не через трубу – так тепла сохранялось больше. Вокруг печки на ночь расстилали солому, ложились на неё, укрывались шубняками, тулупами, одеял никаких не было. Утром эту солому сжигали.
Много умирало детей от недоедания. Хлеба хватало только до Нового года. А потом питались кое-как. Шли в наймы к богатым: убирали скот, подряжались на мельницу и на любую другую работу.
И однажды летом произошёл случай, потрясший всю губернию. Барыня заставляла всех работать, даже детей. Они собирали ягоды, пасли гусей, свиней, телят, пололи цветники. И вот одна девочка шести лет пасла гусей. Заигралась и не увидела, как гуси зашли в цветник и пощипали цветы. Барыня так разгневалась на пастушку, что приказала ее привязать к столбу у навозной кучи, где было много мух. Девочка изнывала от жары, мухи тучами садились на лицо, руки, ноги. Все открытые места превратились в раны. Сначала девочка кричала, потом уже и голос потеряла, только стонала. Когда отвязали, её нельзя было узнать. И это всё делал исправник барыни, такой же жестокий властолюбец.
Девочке смазали лицо каким-то снадобьем. Лишь на другой день матери разрешили её забрать. А через несколько дней пропал у помещицы тот самый исправник. Нашли его потом в лесу у дороги, привязанным к дереву, с кляпом во рту. Он был весь голый, его также искусали комары и мухи. Сколько он висел, неизвестно. Только когда его отвязали, он был без чувств. Это был ему урок за жестокость. Это сделали люди Марка – уверяет предание.
Хоть и был Марк для власти разбойником, для простого народа он был помощником и защитником, поэтому его имя и добрые дела помнят люди до сих пор.