Как и обещали в прошлый четверг, сегодня мы публикуем продолжение фотоподборки редких снимков Симбирска второй половины 19 века – начала 20-го. На этот раз покажем побольше лиц симбирян.
Не бурлаки на Волге, конечно, но свою лямку тоже тянут
На рыбалку, видно, собрался
Волгарь
Высоко сижу, далеко гляжу! Бурлак. 1900-е годы
Рыбаки на привале
Сплавляются на плотах
Плот для симбирян был привычным средством передвижения по реке
Пассажиры четвёртого класса
Ширина Волги в Симбирской губернии нигде не встречалась менее 500 сажень, то есть 1 км; а ниже Симбирска, против г. Ставрополя (ныне – Тольятти) ширина её простиралась до 4 верст (чуть более 4 км). До заполнения Куйбышевского водохранилища ширина Волги в Симбирске-Ульяновске была порядка 2 км, глубина – около 10 метров. На фото – вид с обрыва Винновской рощи
На рубеже 19-20 веков Симбирскую губернию от Самарской и Казанской отделяла река Волга. Только небольшой участок на левом берегу входил в состав Симбирской губернии – села Канава, деревня Корольчиха, а также Верхняя и Нижняя часовни, сегодня это Верхняя и Нижняя террасы в Заволжском районе.
Для перевоза пассажиров и грузов с одного берега Волги на другой были построены вот такие пристани-перевозы, как на этом снимке начала 1900-х годов. К 1910-ым годам левобережные территории вошли в состав Симбирска, а после начала Первой мировой войны туда из Петрограда был эвакуирован патронный завод. По просьбе петроградских рабочих, он получил имя убитого в городе на Неве революционера Володарского.
На снимке начала 1900-х годов – пристань пароходного общества “Кавказ и Меркурий” в Симбирске
“С правого берега, на всем его протяжении по Симбирской губернии, вливались в Волгу только ручьи и две небольшие речки, Уса и Сызран”.
“Возвышенейшая часть Симбирска под именем “Венца” поднята над Волгою почти на 70 сажен” (на 150 метров)
Набережная на Новом Венце. Беседка. Подгорье. Фото Г.Степанова, 1890-е гг.
Мост через Волгу начали строить в 1913 году. Возведение переправы поручили инженеру Н.А.Белелюбскому, автору проектов более ста мостов. Стоимость работ – более 15 миллионов рублей. Это было самое масштабное строительство за все время существования города.
Стальные конструкции моста изготовили на Южном заводе в Донецке, гранит для облицовки привезли с Урала, камень добывался на месте.
Большой урон строительству нанёс пожар на мосту 7 июля 1914 года и сильный оползень в мае 1915 года, который разрушил восемь уже построенных опор, железнодорожные пути и часть пассажирского вокзала у спуска к Вол
Но несмотря ни на какие трудности и начавшуюся Первую мировую войну, мост, названный “Императорским Его величества Николая II”, был построен в кратчайшие сроки и открыт 5 октября 1916 года. После революции переименован в мост Свободы.
Изначально мост был исключительно железнодорожным. Автомобильная очередь построена после возникновения Куйбышевского водохранилища
Подъем паровоза с пристани по Петропавловскому спуску (начинался с южного конца Большой Саратовской улицы (ныне – Гончарова)). Паровоз предназначался для вновь открытой линии Симбирск-Инза. 1898 год
Один из первых полетов над Ярмарочной площадью Симбирска, расположенной вниз по Дворцовой улице (ныне – К.Маркса). 1912-1913 гг. Фото Н. Кушманского и А. Менделя. Из частной коллекции.
1 мая 1919 года в Симбирске.
В рубрике использованы материалы из книги-альбома «Симбирск. Первое издание уникальных исторических фотографий». Издательство «Инсайт-Инфо», 1998 год, а также книг С. Сытина «Таким был Симбирск», П. Мартынова «Город Симбирск за 250 лет его существования», «Симбирск и его прошлое», с сайтов http://vivovoco.astronet.ru, http://fleetphoto.ru, www.ogugauo.ru (Государственный архив Ульяновской области), http://kvv.mv.ru/.