Совет по вопросам проведения итогового сочинения при минобрнауки предложил пять тематических направлений для выпускников. Напомним, в декабре этого года одиннадцатиклассники впервые будут писать выпускное сочинение. Это не экзамен по литературе или русскому языку и не допуск к ЕГЭ. Это, скорее, проба пера для тех, кто завтра получит аттестат о среднем образовании и войдет во взрослую жизнь.
Понятно, что писать сочинение придется школьникам, которые никогда его не писали, их этому не учили. “Так что трудности, вопросы и критика будут. Минобрнауки оставляет за собой право совершенствования этой системы”, – подчеркнула Наталия Солженицына. С тем, что сочинение должно прививать вкус к хорошей литературе, согласен министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
– Мы исходили из того, что сочинение должно быть мотивацией к изучению литературы, оно должно прививать любовь к чтению, способствовать развитию умения грамотно излагать свои мысли и выражать позицию, – считает министр.
На сегодняшний день уже определено, что тематические направления станут объявляться заранее, до 1-го сентября, но сами темы назовут выпускникам прямо перед экзаменами. Все темы будут опираться на произведения русской и мировой литературы. Если школьник в декабре получил за сочинение “незачет”, работу разрешат переписать в феврале и апреле-мае. Затем все сочинения соберут в единую базу данных, и вузы смогут учитывать их при зачислении. Решено, что к общим баллам абитуриента может добавиться еще максимум 10. Рассматривать или нет сочинение – решают сейчас сами вузы. Ректоры ВШЭ Ярослав Кузьминов и МГПУ Игорь Реморенко уже пообещали, что в следующем году учтут сочинения.
Теперь несколько слов о том, что еще не ясно. Конкретных тем, которые получат школы, пока нет. По мнению Игоря Реморенко, они должны быть сформулированы так, чтобы не подталкивать школьника к какой-либо оценке. Например, тема “В жизни всегда есть место подвигу” звучала бы сегодня так: “Всегда ли в жизни есть место подвигу?”.
– Никаких “Катерин – лучей света в темном царстве” больше не будет. Ученики могут даже писать сочинение “Как я провел лето”. Все смеются над этой темой, но ведь никто не может написать! Пусть ребенок прочитает хотя бы пять книг, а не 125, и по одной из этих пяти напишет сочинение, – высказывает свое мнение член Совета, учитель русского языка и литературы московской школы N 57 Сергей Волков.
По его мнению, главная задача сочинения – разрушить шаблон, на который натаскиваются школьники с первого класса, привыкая выражать свои мысли по схеме, навязанной ЕГЭ.
Среди экспертов нет единого мнения, надо ли разрешать ученикам пользоваться книгами на сочинении. Сергей Волков считает, что ничего плохого в этом нет. “На мой взгляд, нужно обязательно давать пользоваться книгой. Но есть те, кто считает, что надо оставить ребенка с листом бумаги один на один”, – говорит учитель. Кстати, у него на экзаменах всегда разрешается пользоваться текстами, и все ученики обожают литературу. Даже те, кто пришел в знаменитую спецшколу исключительно за математикой.
Нет понимания, как оценивать сочинения. “Зачет-незачет” – пробная мера, рассчитанная на то, что учеников до этого времени вообще не учили письменно выражать свои мысли на заданную тему. При этом вузам уже в следующем году предлагается оценивать сочинение по 10-балльной шкале. Как и кто там это будет делать – большой вопрос. В педуниверситете пообещали, что создадут специальную комиссию. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов тем временем предложил в перспективе повышать “цену” сочинения при поступлении в вуз до 20 баллов. Так, может, и в школах потом сразу ставить “десятки” и “двадцатки”?
Министр Дмитрий Ливанов заметил, что подробности, методические указания для учителей и независимых экспертов, которые будут проверять сочинения, появятся к 1-му октября.
Сравните
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/15:
1. “Недаром помнит вся Россия…” (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
2. Вопросы, заданные человечеству войной
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе
4. Спор поколений: вместе и врозь
5.Чем люди живы?
Темы для старших гимназистов дореволюционной России:
1. Слово – как источник счастья.
2. Родина и чужая сторона.
3. О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
4. О проявлении нравственного начала в истории.
5. На чем основывается духовная связь между предками и потомством?