Большой скандал разразился в селе Еделево Кузоватовского района. Местному предпринимателю отошла часть земель сельского кладбища. И он собирается их узаконить. В итоге может появиться частное кладбище. Наверное, первое не только в регионе, но и в стране.
Приватизировал погост
В итоге большая часть села ополчилась на предпринимателя. Посыпались жалобы в районную администрацию, в Палату справедливости и общественного контроля в Ульяновской области. На этой неделе представители Палаты вместе с журналистами «Молодежки» поехали в Еделево.
…Село выглядит спокойно. По крайне мере, ничто не напоминает о бунте. В поле работают трактора, гудит пилорама. На полях созревает пшеница. Будет хороший урожай. Безмятежно спит и кладбище.
– Кладбище старое, люди умирали, нужны были новые могилы, и мы расширили его границы, – говорит руководитель местного СХПК Петр Ивашин. – А в документах и в планах этого не отразилось. Получается, что предприниматель купил паи и получил себе земли, куда вошла часть кладбища с могилами. Мало того, на его территории теперь находится и памятник погибшим красногвардейцам в годы Гражданской войны.
Странное межевание
История более чем экстраординарная. А началась она год назад с того, что один из местных предпринимателей Иван Пятаев, бывший директор СХПК, решил купить паи у сельских работников. У них имелись, так сказать, виртуальные паи, не привязанные к конкретному земельному участку. В этом и была беда.
Люди сначала раздумывали: продавать паи или отдать их в аренду.
– Но он нам сказал, что только купит паи, – говорит местная жительница Анастасия Николаевна. – А нам объяснили, что держать паи долго нельзя, их надо оформить. А то штраф. Мы испугались и продали паи.
В общем-то ничего противозаконного нет. Затем Пятаев решил провести межевание сельхозземель и обратился в одну из ульяновских фирм. Оплатил заказ. Но там даже не соизволили выехать на место и посмотреть все своими глазами. Взяли старые карты (где нынешнее кладбище имеет совершенно другие границы) и провели межевание. С этими документами Пятаев пошел в кадастровую палату, новые участки поставили на учет (5 участков в 317 га). Затем заказал «проекты» и начал оформлять землю в собственность. И тут выяснилось, что Пятаев приватизирует часть сельского кладбища. И, вроде, все по закону.
Дарственная на кладбище
Сельчане забили тревогу. Это же не по-христиански, неэтично, в конце концов! Но сам предприниматель занял довольно странную позицию. Прекрасно понимая абсурдность «кладбищенской сделки», он словно пошел на принцип.
– Я не знал, что под мои новые земельные участки попадает кладбище, – говорит Пятаев. – Я не собирался его покупать и не претендую на него. Так получилось. Но теперь я хочу оформить участки в собственность.
Местное население не раз собирало сходы. Но Пятаев на них не приходил.
– Пришел только на третий сход и заявил нам, что оформит земли на себя, а затем сделает жест доброй воли – дарственную на это кладбище, – со слезами на глазах говорит Анастасия Николаевна. – Какой цинизм! Кладбищу-то более 200 лет. Там лежат наши предки, а он нам будет его дарить. Как так – дарить нам нашу же землю?!
Где были чиновники?
В минувший вторник проблему разбирали при представителях Палаты справедливости в районной администрации. Глава администрации района господин Вильчик не присутствовал при этом. У него появились срочные дела в Ульяновске. За него отдувалась его первый зам Ольга Белова.
Наверное, когда землю с кладбищем межевали, у главы Вильчика тоже были срочные дела, и не в районе.
Пригласили на встречу и активистов села, и самого Пятаева. Но делового разговора не получилось. Стороны начали обвинять друг друга во всех грехах. Пятаев не уступал и заявил, что готов довести проект до конца. Дескать, он уже за все заплатил.
– Мы не дали ему оформить в собственность кладбище, – сказала Ольга Белова. – Дело приостановлено. Да и любой суд вернет его жителям села. Я разговаривала с руководителями фирмы, которая делала межевание, и они согласны бесплатно провести новое межевание. Нужно одно лишь желание заказчика.
Но где была раньше районная власть? Почему позволила разгореться скандалу? И почему до сих пор юридически не оформлено сельское кладбище в Еделево?
Кстати, это проблема не только данного населенного пункта. Большинство сельских кладбищ в регионе юридически не оформлены в муниципальную собственность. И рано или поздно скандал бы выстрелил в каком-нибудь районе.
Первой ласточкой оказался Кузоватовский район. Теперь разбираться в конфликте довольно сложно. Стороны начали обвинять друг друга в самозахвате сельхозземель, в преднамеренном банкротстве предприятия. Грозятся судами, прокуратурой и полицией.
– Надо было провести межевание всех участков СХПК «Еделевский», – сказал представитель областной Палаты справедливости Владимир Филонов. – Нужен план примирения сторон. Чтобы не доводить дело до суда.
Районные власти пообещали в ближайшее время оформить сельское кладбище в муниципальную собственность и провести новое межевание. Но смогут ли они примирить конфликтующих людей?