В Управлении Роспотребнадзора по Ульяновской области констатируют рост жалоб жителей региона на качество услуг связи. Чаще всего речь идет о включении в договоры условий, ущемляющих права потребителей, а также навязывании дополнительных товаров и платных услуг. Причем грешат этим в основном операторы так называемой «большой тройки».
Не так давно я стал абонентом одной из крупнейших сотовых компаний. Оператор сразу же решил преподнести мне подарок в виде ежедневной рассылки СМС с прогнозом погоды. Однако спустя десять дней пришло другое сообщение – с предупреждением о необходимости пополнить счет. Оказалось, что прогноз погоды был бесплатным лишь первые пять дней, с последующей тарификацией 25 рублей в день. И все это было прописано в моем договоре, но кто ж будет читать скучный текст, набранный, наверное, самым мелким из шрифтов?
В Роспотребнадзоре читают договоры, предлагаемые к подписанию сотовыми компаниями, по долгу службы и выявляют там много интересного.
– Составители таких договоров стараются по максимуму ограничить ответственность исполнителя за нарушение прав потребителей, – говорит начальник отдела защиты прав потребителей регионального Управления Роспотребнадзора Галина Соломко. – Часто операторы берут на себя право в одностороннем порядке изменять и расторгать договоры, что является нарушением статьи 310 Гражданского кодекса РФ. При этом бывает, что клиенту запрещается отказываться от исполнения договора в любое время без объяснения причин (статья 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Также исполнители в нарушение закона устанавливают исключительную подсудность по месту своего нахождения (как правило, это Москва), что серьезно затрудняет возможность отстаивания своих прав потребителем, ограничивают размер неустойки (менее трех процентов) за нарушение сроков и качества оказываемых услуг и тому подобное.
При наличии в договоре об оказании услуг связи условий, ущемляющих права потребителя, нужно предъявить письменное требование исполнителю о внесении изменений в условия договора. В случае отказа или же незаконных действий со стороны оператора, абонентам следует обращаться в Роспотребнадзор.
Довольно распространенным в последнее время стало явление, когда оказание той или иной услуги обуславливается приобретением какого-либо товара или же наоборот. Как заявляют в Роспотребнадзоре, это незаконно.
– Также оператор связи не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату (например, «Автоответчик», «Антиопределитель номера» и другие услуги), – говорит Галина Соломко.
– Информация о порядке и условиях подключения абонентом дополнительной платной услуги должна быть доведена до абонента через публикацию в СМИ (в том числе на сайте оператора связи) и обязана быть доступной и достоверной.
При оказании потребителю дополнительных платных услуг он вправе отказаться от их оплаты, а если они уже оплачены – потребовать от исполнителя возврата денег. Для этого клиенту нужно обратиться с письменным заявлением к оператору. Если тот требование игнорирует, пишите заявление в Роспотребнадзор.
Дмитрий Минаев