Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

Монголия: страна культа, баранины и степей

Наши земляки с удовольствием путешествуют по миру, знакомятся с культурами других стран. Вот и ульяновец Александр Мигунов с супругой решили отправиться через Бурятию туда, где суета современной цивилизации не коснулась тишины и абсолютного покоя. В бескрайних, как море, степях Монголии так же, как много веков назад, безмятежно пасутся стада животных, здесь свежий воздух, прозрачная вода родников, прекрасные пейзажи.

− У меня мама родом из Улан-Удэ, столицы Бурятии, − начинает рассказ Александр. − Поэтому там живет родня, которая давно звала нас в гости. И вот в конце мая прошлого года мы с женой решились. Когда обсуждали поездку, подумали, что можно посмотреть и Монголию, так как она имеет общую границу с Бурятией.

По словам Александра, самой дорогой в десятидневном путешествии оказалась дорога: Ульяновск – Самара (на машине), Москва – Улан-Удэ (самолет). На двоих в оба конца ушло около 60 тысяч рублей.

Александр Мигунов.

Загадка

Первое, что показали путешественникам по прибытии в Бурятию, – Иволгинский дацан, расположенный в 40 километрах от Улан-Удэ. Он пользуется наибольшим почетом среди местного населения (дацаны – монастыри, при которых чаще всего находится буддийские университеты). Здесь хранится важнейшая святыня всего бурятского народа – нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова. Хамбо лама Итигэлов впал в состояние нирваны в 1927 году, после чего в позе лотоса был опущен в кедровый ящик и похоронен. Через 75 лет, следуя последним наставлениям Нетленного, его тело, на котором, ко всеобщему изумлению, не обнаружилось никаких следов разложения, извлекли из ящика и перенесли в Иволгинский дацан. Итигэлов и по сей день восседает в специально построенном для него дворце (дугане) на возвышении за двойным стеклом.

Дворец в Бурятии, где восседает лама Итигэлов.

Доступ к Итигэлову строго ограничен: восемь раз в год во время великих буддийских праздников верующие могут увидеть его в Сочен Дугане, главном храме дацана. В остальные дни Нетленный находится во Дворце.

−У монахов есть такой порядок: посмотреть на Хамбо ламу можно туристам, если «ОН даст на то согласие», − вспоминает путешественник. − А узнать об этом просто: о том, хочет или нет «видеть» вас Итигэлов, вам сообщают служащие. И нам повезло! Мы видели его!

По словам Александра Мигунова, перед ним предстал сидящий человек, чье тело ссохлось, но через прищуренные веки явно виднелись глаза.

− У меня до сих пор мурашки, когда об этом вспоминаю,− признается турист.

Сохраняя традиции

После посещения столь необычного монастыря ульяновцы отправились в деревню к старообрядцам – потомкам переселенцев с Западной Украины и из Польши, которых сюда отправила еще Екатерина II.

− Нам с женой там очень понравилось,− продолжает Александр. − Дома деревянные, пища – то, что сами вырастят и приготовят. Все вкусное – ум отъешь! И, кстати, иностранных туристов там тьма! Потому что хочется им экотуризма — того, чем как раз и богаты Байкал, Бурятия, Монголия.

В одной из старообрядческих деревень располагается (и постоянно пополняется) музей предметов русского быта. Его путешественники также посетили. Предметы там собраны самые разнообразные, особенно поразила книга XVII века.

Книга XVII века.

Но, несмотря на все это, телевизор, телефон и другие дары цивилизации для местных не чужды.

Вообще, в Бурятии есть на что посмотреть и что посетить, хотя сам Улан-Удэ – город небольшой. Чего только стоит Этнографический музей народов Забайкалья, где есть резиденция Белого Старца – бурятского Деда Мороза!

Конечно же, одним из важнейших достояний бурятов, как и сибиряков, является озеро-море – священный Байкал. На нем путешественники провели три незабываемых дня. Но останавливаться на рассказе о нем мы не будем, так как несколько номеров назад мы посвящали путешествию на Байкал отдельный материал.

Разумеется, из-за недостатка времени посетить все достопримечательности республики у ульяновцев не получилось: путь лежал в Монголию.

Все начинается с дорог

− В эту азиатскую страну мы отправились на автобусе, − продолжает наш собеседник. – Родственники с нами не поехали, но спланировали и организовали нам индивидуальную экскурсию. Когда мы только сели в транспорт, мой брат Андрей сказал, чтобы мы наблюдали за пейзажем. Ехали 6 часов, и за окном то и дело мелькали горы и таежные леса.

Дорога, дорога…

Но вот горы стали мельчать, деревья попадаться все реже и реже. Пошли степи, а с ними закончилась асфальтированная дорога.

− После шикарной автострады в Бурятии это было ощутимо, ведь как таковой дороги в Монголии нет – одни колдобины и дыры. Даже бурятские водители, возящие туристов, едут только полпути до границы, там уже уступают место местным шоферам. Те ориентируются на своих дорогах лучше. Да к тому же с правилами дорожного движения в Монголии какая-то неразбериха творится. Полный беспредел! Там практически все ездят на потрепанных автомобилях, так как часто бьются. Местные говорили, что законов на бумаге написано много, да вот только они не выполняются.

Застывшее время

Первое впечатление, которое произвела на путешественников столица Монголии Улан-Батор (переводится как «красный богатырь»), – это чувство, что в стране замерло советское время вперемешку с «лихими 90-ми». В столице республики даже есть микрорайон «Москва», который, как утверждают горожане, им подарил еще Леонид Брежнев.

Вид на Улан-Батор.

Иностранцев-бизнесменов, готовых инвестировать средства в местную промышленность, монголы пускают нехотя, а без них страна развивается медленно.

В республике появились «новые монголы» − неотесанные, плохо воспитанные люди, готовые все смести на своем пути. Напоминают новых русских в начале девяностых, только без малиновых пиджаков.

Тучи скота

− Мы много путешествуем, были в Чехии, Германии, Австрии и заметили, что у каждой страны есть свой запах. Так в Монголии – это запах баранины, − говорит Александр. − Они из нее делают большинство блюд. Оно и понятно: степи располагают к животноводству. В кафе и ресторанах подают вкусные, но недорогие блюда, и порции там огромные!

Поразил туристов и необычный напиток.

− Для приготовления монгольского чая берется зеленый чай, молоко, соль, мука и бараньи шкварки, − вспоминает Александр Мигунов. − Все вместе заваривается и подается горячим. Он сытный: выпьешь, и целый день есть не хочется.

Караваны верблюдов здесь обычное явление.

Кроме продуктов питания, животные дают человеку высочайшего качества кожу и изделия из шерсти. Здесь можно купить все за небольшие деньги. Для ценителей одежды из натуральных материалов местные магазинчики и базары – это рай.

Кури у себя дома

Путешественник отмечает, что ездили они на машине с шофером и индивидуальным гидом – 72-летней Аюной, которая, несмотря на лета, была очень энергичным и интересным экскурсоводом. А гостиничный номер в Монголии можно найти за 600 рублей в сутки. В супермаркетах продают товары известных российских марок. Кстати, в этой стране валюта – тугрики. Для сравнения: 26358 тугриков − 500 рублей.

Не обошлось в путешествии без курьезов.

− Я – курящий человек, − рассказывает Александр. − И вот пошел искать сигареты. В один магазин зашел, в другой заглянул – нет нигде! Потом смотрю: к одному из прилавков подходят тоже туристы, но, видимо, уже наученные, и один продавцу из кармана быстро пачку показал, тот сразу «из-под полы» ему сигареты и продал.

Тишина и покой.

Потом нашему земляку рассказали, что в стране очень жесткие законы по поводу курения. Наказывают тех, кто подымил в общественных местах, большими штрафами. Курить можно только дома, в машине, то есть на своей территории.

− Но я об этом узнал позже, − смеется наш собеседник.− И накануне вечером шел по вечерним улицам Улан-Батора и курил. И никак не мог в толк взять, почему это прохожие так на меня таращатся? Ладно, на штраф не напоролся, ведь у них «настучавший» на курилку получает половину штрафа.

По словам ульяновца, смотрели на него местные с нескрываемым любопытством еще и из-за модных штанов с дырами. У них нет такой одежды.

Еще путешественник предупредил, что в стране процветает бандитизм, и гиды советуют туристам не пить и не гулять одним – могут ограбить.

Культ Чингисхана

Для всего мира Чингисхан  – грозный монгольский воин, причастный к смерти сорока миллионов человек. Родился он около 1155 или 1162 годов, умер 25 августа 1227-го. Но для сегодняшних монголов он является национальным героем и символом монгольской культуры. Его имя встречается в названиях торговых марок и компаний, его именем названы университет, аэропорт, отель, ему посвящены произведения литературы, кино современной Монголии.

Александр с супругой на фоне монумента Чингисхану.

В 2008 году на берегу реки Туул, в 54 км к востоку от Улан-Батора появился гигантский монумент, изображающий Чингисхана верхом на лошади. Место для памятника было выбрано не случайно − по преданию, именно здесь он нашел золотой кнут. Установленная в местности Цонжин-Болдог 40-метровая статуя Чингисхану — не просто самый гигантский монумент в Монголии, но и самая большая конная статуя в мире. Весит сияющий на солнце стальным блеском воинственный правитель 250 тонн. Статуя Чингисхана покоится на огромном круглом постаменте, который на самом деле является двухэтажным зданием музея.

− В музее Чингисхана есть предметы быта и оружие воинов-монголов различных эпох, − рассказывает ульяновец. − Здесь же — огромная, подробная карта созданной великим ханом Империи. Кроме того, в музее есть самый большой сапог в мире. Само здание музея имеет круглую форму и украшено 36 колоннами – по количеству великих монгольских ханов.

Самый большой сапог в мире.

Кроме того, на статуе Чингисхану есть смотровая площадка, расположенная прямо на голове лошади. Высота смотровой площадки составляет 30 метров, с нее перед глазами открывается потрясающий вид. Также рядом расположились воссозданные монгольские деревни: скотников, учителей, шаманов и другие.

− Монголы еще не закончили строить этот комплекс, − продолжает путешественник. − В планах у них разместить у подножия монумента статуи 10000 воинов. И они придумали такую услугу: за 10 тысяч долларов мастера могут отлить воина с лицом заказчика.

Обращений, говорят, – множество. И первым, кто связался с организаторами, был известный китайский актер Джеки Чан.

− Впечатлений была масса. Хотя, думаю, путешествие в Монголию не всем может подойти: страна, как говорится, на любителя, − напоследок сказал Александр Мигунов.

Беседовала Вера МЕРКУЛОВА.

Exit mobile version