В Ульяновской области, как и в любом другом регионе нашей необъятной Родины, много заросших пустырей, где травы забвения укрывают бывшие деревни. А когда-то здесь кипела жизнь: крестьяне выращивали хлеб, содержали скот, растили детей. По разным причинам от селений остались лишь архивные данные с названиями и парой фактов. Сегодня мы решили обратиться к исчезнувшим деревням и селам Майнского района.
Только остов церкви
В нескольких километрах от села Чирикеево, посреди поля одиноко стоит заброшенная церковь. Кто проезжает мимо нее впервые, долго удивляется: как и почему она оказалась одна – одинешенька, вдали от деревень? Но жители окрестных (еще «живых») селений знают, что раньше на этом месте располагалось село Еделево, обитатели которого и выстроили этот красивейший храм.
По сохранившимся данным, началась история этого исчезнувшего села в 1653 году. Здесь, на берегу речки с библейским названием Иерусалимка (переименованной, скорее всего, в советское время в Руссалимку), были пожалованы земельные угодья семи мордовским служилым мурзам, которые были приняты «на государеву службу». Позднее большая часть этих земель осталась за одним из них – князем А.П. Еделевым, основавшим в этой местности деревушку, которую назвал он своей фамилией.
В 1729-1737 годах его сын построил деревянную церковь с престолом во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1888 году Петропавловская церковь сгорела. На месте ее на средства местных помещиков Карч-Карчевских и Берви был построен большой каменный храм.
Шло время, село развивалось, и к 1913 году в Еделеве было 127 дворов, 880 человек населения. В 1922 году здесь было организовано кооперативное товарищество «Совершенство» из 62 крестьянских хозяйств, в котором, как и водилось, работало большинство жителей. А потом селение угасло, в наши дни от него осталась только Петропавловская церковь − архитектурный и исторический памятник старины…
Вот так и жили
Нам стало любопытно: а чем жило Еделево, когда и почему оно стало разрушаться?
На эти вопросы нам ответила 81-летняя уроженка этого села, Валентина Андреевна Романова, которую нам удалось разыскать в Ульяновске. (Женщина только на днях выписалась из больницы, поэтому попросила ее не фотографировать, но разрешила взять снимок, где она в молодости.)
− Да, я родилась в 1933 году в Еделево Майнского района, − начинает рассказ наша собеседница. – Село наше не сказать, чтобы очень богатое и большое было: одна прямая улица, два перекрестка да «заречка» (еще одна улица за рекой – авт.). И когда я маленькой была, и когда уж замуж вышла, жили мы всегда своим хозяйством, держали скотину. Супруг мой трактористом работал, я – на ферме. Помню, что хорошо мы стали жить при последнем председателе, Николае Васильевиче Орешникове (это конец 50-х годов). Он был из Тагая. Делал все для народа.
По словам Валентины Андреевны, при ней жилье было все деревянное, крыли кровлю тесом, соломой и только 3-4 дома, самых богатых, были с железной крышей. Только в 60-х годах семья Романовых, построив новый дом с двумя комнатами, позволила себе покрыть крышу железом. Да вот только оставить им пришлось и дом новый, и прекрасный сад, что разбили рядом.
Нет школы – нет села
− Не было у нас выбора, − вздохнув, вспоминает женщина. − Началось все с объединения Еделева с соседними Новыми Маклаушами.
В один колхоз тогда входило 9 населенных пунктов, это 4 производственных участка. Один из участков – Новые Маклауши – включал в себя деревню Еделево. Результаты этого объединения были самыми плачевными.
– Ферму нашу разорили, – горестно говорит Валентина Андреевна, – скотину и трактора перевели в Новые Маклауши. Еделевским мужикам пришлось пойти работать на свинарник, но и он вскоре приказал долго жить.
После этого детей учиться перевели в Маклауши.
− А школа была у нас очень большая, красивая, хоть и были только начальные классы. Я еще училась в ней в первые годы войны. Занятия шли тогда по смежной системе, то есть в одном кабинете на одном ряду сидели первоклашки, на втором – ученики 3 класса. В другом кабинете так же сидели учащиеся 2-го и 4-го классов. Всего в школе было две учительницы. После этого я закончила семилетку в Старых Маклаушах, − продолжает Романова.
Оставшись без школы и работы, сельчане практически массово начали покидать родные места. Семья Валентины Андреевны переехала в 1963 году. По словам женщины, последний житель, Николай Васильевич Кузнецов, уехал в 1973-м, поставив тем самым точку на существовании Еделева.
На прощание Валентина Андреевна говорит:
− А по храму я до сих пор тоскую. Хоть и закрыли его еще в 32-м. Мама в нем на клиросе 12 лет пела!
А их-то!
Случай с Еделево – не единичный. Рядом с селом Выры существовало несколько деревень, которых сейчас на карте не найдешь. Деревня Григоровка начинает свою историю в 1686 году, и даже спустя полтора столетия было в ней всего два двора, в которых проживало 35 человек. После реформы 1861 года 15 крестьян этого селения выкупили в надел 113 десятин (1= 1,092 гектара) земли. В 1913 году здесь числилось 10 дворов и 44 жителя.
В 1,5 км от Выров на краю оврага располагалась и Екатериновка − одна улица длиной 2 км. Возникла она как выселок из села Выры и названа была по имени своей основательницы Екатерины Васильевны Самойловой. Шли годы, жителей становилось все больше и больше. К 1928 году население насчитывало 610 человек. После войны 1941-45 гг., став «бесперспективной», Екатериновка пополнила собой число исчезнувших сел Майнского района.
Примерно в пяти километрах от села Апалиха была деревня Ольгино. В 1859 году в деревне было 7 дворов и 40 жителей. После отмены крепостного права (1861), в 1870-х годах, многие из здешних крестьян уехали в Симбирск. Тем не менее, жизнь теплилась здесь несколько десятилетий: в 1928 году в Ольгино оставалось 56 человек, но в дальнейшем, попав в число вымирающих селений, деревня исчезла.
Также известно, что примерно в 2 км северо-западнее села Репьевка Колхозная на реке Аникеевке, впадавшей в реку Майну, располагалась деревня Аникеевка. В конце XVIII – начале XIX века здесь находилось имение известного в Симбирской губернии помещика Философова Никиты Никитича, который в 1808-1811 и 1815-1816 годах избирался предводителем дворянства Карсунского уезда. Он был женат на Марфе Михайловне Карамзиной, родной сестре историка Н.М. Карамзина со стороны отца, двоюродной сестре писателя И.И. Дмитриева.
В этой деревне родился Валерий Никанорович Назарьев (1830-1902), видный русский писатель и публицист, драматург и художник, общественный деятель. Он – автор комедий «Метель» и «Золотые сердца», десяти повестей, многих очерков, рассказов, воспоминаний о Л.Н. Толстом, А.М. Бутлерове, И.Н. Ульянове и других видных деятелях, с которыми ему приходилось встречаться.
Давно нет деревни Аникеевки – забыто литературное место, как и другие селения Майнского района: Безводовка, Григорьевка, Деяновка, Каменный Отколок, Командак, Ленивцево, Рыльково, Сергиевка, Дубенки и многие другие.
Послесловие
В 2010 году Министерство регионального развития РФ сообщило, что за последние 20 лет в России исчезло порядка 23 тысяч населенных пунктов, из них 20 тысяч составляют деревни, села, хутора, поселки. Федеральные чиновники призывали тогда «не драматизировать» и поясняли, что урбанизация является «естественным процессом». Но, по прогнозам экспертов, к 2020 году не станет двух третей ныне сохранившихся сельских поселений, а значит, наши дети и внуки могут и не узнать, что за соседним лесом располагалось некогда красивое село с богатейшей историей – наследием народа. Только рьяные краеведы будут хранить в пыльных архивах сведения о них. А что еще остается?..
Вера МЕРКУЛОВА.