22 мая в Сурском проходит традиционное паломничество на Никольскую гору, к месту самого известного чуда в истории Ульяновской области. Корреспонденты «МГ» побывали на святом месте и попробовали разобраться в его сложной истории.
Во времена, когда рабочий поселок Сурское назывался Промзино и был небольшим городищем, часовые на Белой горе заметили приближающиеся со стороны реки Суры конные массы кочевников. Стрельцы выполнили свой долг, запалив сигнальный костер, и сразу же опустились на колени, чтобы помолиться перед смертью. Каждому было ясно, что ни убежать, ни защититься против огромной орды их маленький гарнизон не сможет… О том, что случилось потом, историки спорят до сих пор.
Вот как произошедшее описывает легенда: «Внезапно нападавшие остановились. Вокруг них сгустилась тьма, а вершина Белой горы, наоборот, озарилась белым сиянием. В этом сиянии появился вдруг старец огромного роста, увидев которого степняки убоялись и отступили…» Чудом оставшиеся в живых стрельцы спустились с горы и добавили подробностей: старец, по их словам, был никто иной как сам Николай Чудотворец, причем в одной его руке был православный храм, а в другой меч, а рядом с ним стоял Георгий Победоносец и грозил врагам копьем, с которого стекала кровь змия…
Хотя степняки и ушли, история продолжала развиваться. Местные жители поднялись на холм, чтобы осмотреть место великого чуда, и почти на самой его вершине конь воеводы, ехавшего первым, вдруг сам собой преклонил колени. Оказалось, что перед ним на земле лежит икона Николая Чудотворца, на которой святой изображен с храмом в одной руке и с мечом в другой… Эта икона стала главной достопримечательностью построенного здесь в 1862 году храма; Белая гора, возвышающаяся над поселком, стала называться Никольской, а несколько родников у ее подножия прославились как целебные…
К советскому времени слава Никольской горы уже широко вышла за пределы Симбирской губернии: известны случаи, когда паломники приходили в Сурское пешком из Киева. Антирелигиозная компания большевиков лишь укрепила главную сурскую легенду и добавила в нее новые сюжеты. Увидев, что взрыв храма и уничтожение его главной иконы ничуть не уменьшили количество паломников, ежегодно собирающихся здесь 22 мая, местные активисты решили уничтожить святое место как таковое – срыть трактором вершину горы. Однако трактор не удержался и полетел вниз по крутому склону, а тракторист чудом остался жив, успев выпрыгнуть и повиснуть на одиноком деревце… Хотя каждый сурчанин в любой момент может убедиться, что вершина Никольской горы – плоская, срезанная, то есть трактор до своего загадочного падения все-таки работу закончил, легенда трактует это событие однозначно: Николай Чудотворец вновь спас святое место.
Праздник Николы-Чудотворца
Вместе с паломниками мы поднимаемся на вершину. Под палящим солнцем идет праздничное богослужение: 22 мая – день Памяти святителя Николая Чудотворца…
На Никольской горе – тысячи людей, у ее подножия – сотни припаркованных автомобилей. Сотрудники районной администрации уверяют, что каждый год 22 мая сюда съезжаются до 30 тысяч человек. Хотя паломничество вот уже почти двадцать лет официально поддерживается местными властями, извлекать из него выгоду сурчане так толком и не научились: сувениры не продаются, парковок нет, общепит под контролем случайных бабушек с пирожками и развеселых узбеков с шашлыком. Зато громадье планов и гонора: Сурское – православный центр Ульяновской области, Никольская гора – ее религиозный символ, хорошо бы рядом с ней построить курорт… Хорошо бы, кто же спорит.
Пока деловую хватку проявляют лишь священники Симбирской епархии, которые толково организовали по всей горе торговлю всякими нужными паломнику вещами: свечами, иконками, крестиками… За таким серьезным подходом чувствуется многовековой бизнес-опыт. В деле извлечения прибыли из чудес сурская районная администрация перед Русской православной церковью – как бестолковые студенты финансового колледжа перед матерым олигархом из девяностых.
На вершине нам показывают сразу два дерева, за одно из которых, по легенде, зацепился тот самый тракторист-безбожник. Оба густо обвязаны разноцветными тряпочками – так буддисты обвязывают свои священные деревья на Тибете.
– Разве ж это православная традиция? – спрашиваю я главу Сурского района Владимира Малышева. – Язычество ведь какое-то…
– Ну почему сразу язычество, – смущается он. – Просто люди таким образом отмечают святое для них место. А батюшка ругается, но ничего поделать не может.
Мое внимание привлекает с десяток старушек, которые палками и ладонями разрывают меловые отложения мезозойской эры, из которых сложена Никольская гора.
– Что это вы делаете?
– Николу-Угодника ищем, сынок. Коли найдем, благодать на нас сойдет и исцеление будет…
Оказывается, это еще одно местное поверье: 22 мая можно найти камешек с образом Николая Чудотворца.
– И что, находили? – спрашиваю я главу района.
– Говорят, находили, – дипломатично отвечает тот. – Батюшка и на это тоже ругается, хотел даже эти камни самосвалом вывезти, но как их вывезешь, из них ведь вся гора сложена…
– Я смотрю, люди как верили черт знает во что, так и верят, – размышляю я. – Две тысячи лет христианства будто бы и не было… Назвали Перуна Николаем Чудотворцем, а сама вера как была языческая, так и осталась.
– Слушайте, да какая разница? Вера она сама по себе важна, неважно какая. Вера – она ведь людей лучше делает, поэтому ее в любом случае уважать надо, – неожиданно мудро говорит глава района. В прошлом он наверняка бывший коммунист-атеист и теперь, отбросив дипломатию, рассуждает весьма здраво. – Что мне эти ваши сомнения в наших легендах. Вы лучше ответьте: у какого-нибудь еще райцентра в области такая красивая легенда есть? Символ такой красивый? Нет ни у кого, только у нас. Так что не важно, что там и как было на самом деле, мы все равно своей горой и своей историей гордиться будем…
Легенда под микроскопом истории
Наш собеседник – Геннадий Пятаев, житель р. п. Сурское, бывший учитель истории.
– Геннадий Александрович, что это были за кочевники? Я три разных варианта легенды слышал: татаро-монголы, кубанские татары, ногайцы…
– Ну, это точно не татаро-монголы. Промзино-Городище было основано в 1552 году, татаро-монголы тогда уже были не актуальны. Кубанские татары – вряд ли, очень сомнительно… Возможно, ногайцы. В XVI веке Ногайская Орда была еще сильна, часто совершала набеги, нередко проходя через эти места.
– Когда, по-вашему, могли произойти события, описанные в легенде?
– Давайте подумаем: в 1552 году здесь основывают городище, чтобы прикрыть с фланга движение русских войск, идущих на Казань. С этого времени и почти до конца XVI века Московское царство – сильное, агрессивное государство, на территорию которого ногайцы вряд ли решились бы сунуться. А вот семнадцатый век начинается Смутным временем на Руси, свои территории мы почти не защищаем, и они становятся привлекательной целью для Ногайской Орды. Однако и самой Орде существовать осталось недолго – в 1625 году начинается ногайско-калмыцкая война, в результате которой Орда была почти полностью уничтожена. Так что временной промежуток, в котором могли произойти описываемые события, получается очень короткий: условно говоря, где-то между 1600-м и 1625-м годом…
– Существуют какие-нибудь исторические свидетельства, что такое событие действительно было?
– Никаких. Да и какие свидетельства могли бы остаться? Представьте: шла масса всадников, не пересекая Суру, она остановилась, постояла, развернулась и ушла… Какие свидетельства тут могут сохраниться на 400 лет? Но допустить, что такое действительно было, мы можем.
– То есть, теоретически чудо действительно могло случиться?
– Знаете, я вообще человек не очень верующий. Огромный старец на вершине сияющей горы – для меня как для историка все это как-то слишком сложно. Кочевники часто принимали непонятные для нас решения. Но не обязательно к своему непониманию примешивать участие сверхъестественных сил.
– На Никольской горе проводились археологические раскопки?
-Нет, никогда. Место ведь намоленное, верующие сочтут раскопки святотатством. Хотя, с точки зрения археологии, Никольская гора – очень перспективна. Это ведь отличное место для стоянки – обзор на десятки километров вокруг, наверняка тут люди с древних времен обитали. Я знаю, похожее место есть в соседнем районе, и там копали. Нашли много наконечников стрел, осколки глиняной посуды… Думаю, на Никольской горе находки были бы еще интереснее.
Максим КУЗНЕЦОВ.