Просмотры491Комментарии0

Грозит ли нам свертывание социальной поддержки?

Мы продолжаем слышать заверения, что приоритетом правительства «остается выполнение социальных обязательств». Однако после неполной индексации пенсий и отсутствия таковой в отношении материнского капитала, верится в это уже с трудом. Не приведет ли предстоящая корректировка бюджета к дальнейшему сокращению мер социальной поддержки населения?

IMG_4780Ответить на данный вопрос мы попросили депутата Государственной Думы РФ Вадима Харлова.

– Ещё в прошлом году, полагая, что ситуация может ухудшиться, правительство внесло в Госдуму проект Федерального Закона «О социальной поддержке граждан на основе принципов адресности и нуждаемости», который в декабре месяце был принят и вступил в силу с 1 января 2016 года. Переход в вопросах социальной поддержки населения на принцип адресности должен позволить не распылять бюджетные деньги на всех, включая и тех, кто хоть и имеет право на льготы, но фактически в них не нуждается, а направлять их тем, кому они действительно нужны. По различным оценкам, в России 5-7% семей достаточно благополучны и способны обойтись без господдержки. А вот многим остальным такая помощь может оказаться необходима.

Вместе с тем, есть серьезные опасения, что реализация Закона в чиновничьем исполнении может привести к тому, что благое намерение за счет сокращения числа получателей социальной помощи добиться её увеличения тем, кто в ней действительно нуждается, будет дискредитирована. То есть при общем сокращении числа тех, кому она не нужна, не произойдет и существенного увеличения пособий тем, кто в ней остро нуждается. Примеры такого рода оптимизаций соцрасходов в нашей памяти ещё живы, и самый яркий из них – небезызвестная монетизация льгот. Безусловно, переход на принципы, по которым сегодня организована система соцподдержки развитых стран, – шаг в правильном направлении, но его успешная реализация во многом будет зависеть от дееспособности власти на местах и контроля за данным процессом со стороны депутатского корпуса и общественности.

Также нет пока четкого понимания, кого следует относить к категории нуждающихся. Ответа на этот вопрос мы от правительства так и не получили. Министерство труда ещё только обещает выработать единые для всех регионов подходы в определении критериев нуждаемости. Мы настаиваем на том, чтобы критерии нуждаемости были предельно четкими, понятными и исключали возможность трактоваться чиновниками на свой лад и усмотрение. Причем сделать это необходимо как можно скорее, поскольку у отдельных чиновников может появиться соблазн за счет произвольного сужения числа нуждающихся добиться экономии средств. Уже сегодня в отдельных регионах власти отменяют выплаты льготникам из-за нехватки денег в местных бюджетах. А во многих других семьи с доходом чуть выше прожиточного минимума считаются «богатыми» и не соответствующими критериям нуждаемости.

Изменить ситуацию должен вводимый в стране тотальный контроль всех получателей социальной помощи из местного, регионального и федерального бюджетов. Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) создание которой предусмотрено данным Законом, должна положить конец позорной ситуации отсутствия в стране единой базы данных инвалидов и льготников. Ввод в действие этой системы ожидается с 1 января 2018 года, а её ведение возлагается на Пенсионный фонд РФ.

Учитывая сложность с практической реализацией Закона о переходе социальной поддержки населения на принципы адресности и нуждаемости, депутаты Государственной Думы намерены держать ситуацию под контролем, и при необходимости внести необходимые поправки и изменения с целью достижения полного исполнения этого важного Закона.

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное