Как гаджеты влияют на детей и в каком возрасте им можно играть в компьютерные игры
Гаджеты стали спасением для современных родителей. Можно подсунуть ребёнку телефон с игрой или с интересным мультиком, и минимум час свободного времени взрослым обеспечен. Но как гаджет влияет на чадо? С какого возраста детям можно играть в компьютерные игры?
Пропасть в игре
По данным Института современных медиа, к десяти годам у каждого ребёнка в нашей стране есть свой гаджет. 71 % детей в возрасте от трёх до десяти лет играют в компьютерные игры.
— Если ребёнок с помощью телефона либо компьютера будет что-то создавать, проектировать, то гаджет – очень классный инструмент в таком случае. Хорошо, когда дети их используют для учёбы, развития, а также для расслабления, допустим, посмотреть мультик или сериал. Дети много чего могут делать в плане творчества на компьютере. Но иногда степень вовлечения замещает реальную жизнь – это очень плохо и недопустимо, — рассказывает детский психолог Ксения Несютина.
Иногда ребёнку не хватает общения с родителями, друзьями, и он начинает играть целыми днями. Гаджеты становятся простым способом получать положительные эмоции, допустим, завести себе виртуальных друзей. Либо можно пережить то, что никогда не испытывал в реальной жизни, – прыжок с парашютом, покорение Эвереста.
В чем вред?
До 4 лет нервная система ребёнка развивается. А если большую часть времени малыш проводит в гаджетах, такого развития не происходит. Ухудшаются концентрация и внимание. Снижается физическая активность, что приводит к различным нарушениям.
В результате долгого держания гаджета в руках могут возникнуть патологии кистей, проблемы с сухожилиями.
Некоторые дети любят полакомиться чем-нибудь вкусненьким во время игр либо во время просмотра мультика. Это может вызвать ожирение.
Многие мамы жалуются, что из-за компьютерных игр дети отказываются читать книги, а это приводит к ухудшению речи, памяти.
Когда можно?
Но рано или поздно ребёнок всё равно начнёт играть в компьютерные игры.
— Нужно помнить, что это не должно перерастать в зависимость. Это исключительно для отдыха либо для переключения от одного вида деятельности к другому, — продолжает психолог.
Но тут необходимо поставить чёткие временные границы, правила, допустим, один час либо полчаса в день. Это не должно превращаться в безразмерное времяпрепровождение: «Сделал домашнее задание, и сколько хочешь играй». Должны быть временные рамки. Ребёнок не может установить для себя какие-то собственные правила, не может удержать, ему нужны родители, которые помогут в этом. Это то же самое, если перед малышом вывалить три килограмма конфет, то он будет есть столько, сколько сможет, скорее всего, объестся, и ему будет плохо.
Из века динозавров?
Нельзя представить современного ребёнка без смартфона в руках. Иногда телефоны являются плюсом для обучения в школе, допустим, для поиска полезной информации. Но иногда гаджеты играют отрицательную роль в образовании детей и никак не дают учиться, а, наоборот, отвлекают.
— Это было моей «болью» как классного руководителя. Любая перемена – это повод обзавестись новым жителем фермы, пройти новый уровень в какой-нибудь стрелялке, снять ролик для соцсети… У меня со времён работы вожатой в лагере осталась тетрадь с играми (подвижные, интеллектуальные, на сплочение). Я пробовала заинтересовать учеников, предложить ту самую альтернативу, но не тут-то было… Видели бы вы эти лица! Елена Валерьевна – наказание из века динозавров. Сейчас есть достойные образовательные приложения, которыми я разрешала пользоваться на уроках иногда, например, Kahoot. Запрещать можно, но это малоэффективно, в современном процессе нужно учить пользоваться «проверенным», «правильным» контентом, — поясняет учитель литературы, чьё имя занесено в Золотую книгу Почёта молодёжи Ульяновской области, Елена Файрушина.
Скорее всего, гаджеты не уйдут из жизни школьников, поэтому нужно уметь подстраивать их под рамки современного общества.
Социальные сети
Микромиром для подростков становятся социальные сети. Дети буквально живут там, заводят знакомства, получают колоссальные эмоции. Но многие родители, преподаватели, психологи утверждают, что социальные сети негативно влияют на школьников.
— Соцсети из жизни детей нельзя убрать, но можно обезопасить ребёнка, допустим, ограничить контент для взрослых. Либо родители должны следить за тем, что смотрит ребёнок, знать, на кого он подписан, что смотрит и читает, — добавляет Ксения Несютина.
Многие считают, что социальные сети допустимы с момента осознанности.
— Здесь всё индивидуально. Я знаю парня, который успешно обучается, достигает результатов в спорте, готовится к поступлению в вуз, весело проводит время с единомышленниками и при этом не зарегистрирован ни в одной соцсети. Вы удивитесь, но с таких нужно брать пример, — считает Елена Файрушина.
Юлия БЕЛОВА.