Просмотры3388Комментарии0

Резная красота кузоватовских умельцев

Дерево – крайне благодатный материал.  Из него на Руси изготовляли основные предметы бытовой жизни: жильё, мебель, посуду, игрушки. Со временем появились и настоящие профессионалы, благодаря которым резьба по дереву стала русским национальным ремеслом. Такие мастера есть и в наше время. Например, в Кузоватовском районе живет почти два десятка резчиков по дереву.

Журналисты «Молодежки» отправились в р.п. Кузоватово, чтобы выяснить, почему именно в этом районе живет так много резчиков по дереву, а также узнать у них побольше об этом красивом и ценном виде творчества.

Наша встреча с шестью местными умельцами прошла в детской школе искусств, в которой детей, кроме всего прочего, учат создавать из дерева настоящую красоту.

С.П.Сорокин

С.П. Сорокин со своими знаменитыми часами.

Но прежде мы расскажем о Семёне Петровиче Сорокине (1891-1969) – самобытном умельце, который оказал огромное влияние на наших собеседников.

От отца к сыну

− Семён Петрович родился в семье столяра-краснодеревщика в селе Ста​рая Ерыкла Симбирской губернии (ныне – Тереньгульский район Ульяновской области – Авт.), − рассказывает Владислав Тогаев, учитель рисования и резьбы по дереву в Кузоватовской школе искусств. − От отца он и перенял мастерство. Свою трудовую деятельность он начал с четырнадцати лет. Работал до революции на помещиков, выполнял вместе с отцом ху​дожественные изделия, ме​бель, украшал церковные иконостасы.

После революции Семен Сорокин участвовал во многих выставках народного творчества. Его работы неод​нократно отмечались высокими наградами. Например, резная скульптура «В.И.Ленин у шалаша на станции Разлив» на одной из всесоюзных выставок получила четвер​тую премию и была передана в Дом народного творчества имени Н.К. Крупской в Москве. −Талантливый народный умелец Семён Петрович посещал государственные музеи страны, знакомился с подлинным искусством резьбы по дереву, много читал, изучал историю искусств и, как всегда, неустанно работал, превращая обыкновенные куски дерева в прекрасные произведения народного творчества, − продолжает Владислав Александрович. − В начале 1930-х годов Сорокин, имевший к тому времени уже шестерых детей, переехал с семьей в село Безводовка Кузоватовского района, стал работать в школе, где вёл уроки трудового обучения и рисования.

Визитная карточка

По словам Тогаева, в 1936 году Семёна Петровича пригласили работать в артель имени Калинина (позже мебельная фабрика) на станции Кузоватово. Здесь Семён Петрович проработал почти двадцать лет – сначала инструктором, затем столяром-модельером. Даже достигнув пенсионного возраста, не бросил своё занятие: стал мастером в мастерской при «Промбыткомбинате», где изготовлялись сувениры из дерева.Optimized-IMG_8710

В Кузоватово Сорокин построил дом для своей семьи, превратившийся со временем в своеобразный музей. Семён Петрович передал своё мастерство сыновьям − Ивану, Александру и Анатолию, также занимавшимся художественной резьбой по дереву. Дочери Семёна Пет​ровича Елизавета и Мария трудились на мебельной фабрике резчиками по дереву, а дочь Анна увлекалась художественным вязанием и вышивкой. Народный умелец Семён Петрович Сорокин скончался в июле 1969 года на 78-м году жизни и похоронен на кладбище в р.п. Кузоватово.

Но о нем до сих пор вспоминают как об умельце-самородке, чьи работы хранятся сейчас в Русском музее Санкт-Петербурга, в Доме народного творчества Москвы, музеях Ульяновска, Сызрани, в частных коллекциях России и зарубежья.

У династии Сорокиных множество учеников и последователей.

Всё это позволило Кузоватовскому району стать некой визитной карточкой региона, где развит традиционный народный промысел художественной обработки дерева.

Наследники мастера

Мы попросили резчиков рассказать немного о себе.

− Я родом из Саратовской области, − рассказывает Александр Артемьев. − Мой отец и дядя были краснодеревщиками, я пошел по их стопам, но не обошлось, конечно же, без влияния Сорокина. В 1964 году моя семья переехала в Кузоватово, а года через четыре сюда же приехал мастер Иван Леонтьевич Шилов, который начал вести кружок резьбы по дереву. И я начал заниматься у него. Потом была экскурсия к Семёну Петровичу домой. Он мне единственному разрешил потрогать одну из лучших его работ – часы, которые сейчас хранятся у родственников в Санкт-Петербурге.

Как нам позже рассказал Владислав Тогаев, после смерти Сорокина эти знаменитые на всю округу часы куда-то делись. И однажды Владислав Александрович с одним из внуков Семёна Петровича отправились в Питер, где жила многочисленная родня умельца, на поиски «пропажи». Часы нашли в мастерской старшего сына Ивана, который после смерти отца забрал их с собой.

Одна из работ Владимира Баранова

Одна из работ Владимира Баранова

− В 1972 году я поступил  работать в «Промбыткомбинат», где, как выяснилось, работали многие кузоватовские резчики по дереву, − продолжает Александр Артемьев. − С тех пор утекло много воды, я принимал участие во многих фестивалях для резчиков, грамот набралась целая пачка. Сейчас я на пенсии, один глаз не видит, другой – тоже полуслепой, но я не могу не работать! Раньше делал маленькие вещи, теперь из-за плохого зрения на крупные перешел и работаю только полтора часа в день.

Владимир Баранов тоже приезжий – с Барышского района.

− Но почти всю жизнь я прожил в Кузоватово и занимался резьбой по дереву, − говорит Владимир Федорович. − С 11 лет увлекся рисованием, в школе искусств посещал занятия художественной обработки дерева. Как и многие мастера, начинал работать здесь, трудился в Тольятти, в Москве. Для меня работа с деревом – это хобби и дополнительный заработок, что ж скрывать. Направление, в котором работаю – плоскорельефное панно.

Владимир Падеров начинал трудовую деятельность всё на том же промышленном комбинате столяром. На предприятии было несколько цехов. Например, в сувенирном изготовляли вазы, игрушки по технологии «резьба по лаку». Однажды мастерам показали рельефные работы, которые кузоватовским умельцам пришлись по душе, после чего они стали выполнять подобные вещицы.  Резьбу Владимир Николаевич никогда не бросал, занимается ею всю жизнь. Он наравне с другими резчиками является наследником Сорокина, даже выполнил несколько копий с его работ. Сейчас много работает на заказ.

Владимир Падеров и его крокодил.

Владимир Падеров и его крокодил.

− Я еще с детства резал разные свистульки лучше всех своих друзей, − вспоминает Владимир Мордовкин. − Потом начал делать более серьезные вещи. В январе 1973 года поступил на «Промбыткомбинат» учеником-резчиком. Проработал там много лет, в том числе бок о бок с Александром Семёновичем, одним из сыновей Сорокина. Искусством мы там не занимались: делали копии с готовых образцов.

По словам Владимира Васильевича, мастеров часто посылали на курсы повышения квалификации, где резчики по дереву из разных уголков страны обменивались опытом. Так, Мордовкин занялся объёмной резьбой.

−Я занимаюсь резьбой по дереву всего четыре года, − берёт слово самый юный из наших собеседников – 14-летний Андрей Мельников. – В школу искусств меня привела классный руководитель, моим первым учителем стал Александр Григорьевич Артемьев. Скоро буду защищать дипломную работу. А после школы буду поступать в Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М.Васнецова (г.Москва), хочу связать свою судьбу с художественной обработкой дерева.

Кстати, как отметил первый учитель Андрея, паренек, благодаря занятиям, стал хорошо учиться, занялся спортом, а раньше учителя от его шалостей плакали. Вот что значит направить энергию в правильное русло.

В школе искусств много работ юного мастера Андрея

В школе искусств много работ юных мастеров. У стены картины с девушкой и орлом – творения Андрея Мельникова

Каждая работа – шедевр

После беседы мастера начали показывать нам свои работы. Александр Артемьев на столе разложил более 30 фотографий своих творений. Среди них – беседки, скамейки, качели, кухонная утварь.

Владимир Падеров  показал нам целый альбом фотографий, на которых запечатлены рамы для картин, трюмо, статуэтки, столики. Кроме этого, принес с собой блюдо, выполненное так называемой «кудринкой» (по поверхности вьётся узор, как кудри) и копию сорокинского «Рыбака». Возле входа в класс резьбы по дереву «живет»» его огромный крокодил. Среди работ Владимира Баранова много ружейных лож, украшений для бани, интерьера. Стоит отметить, что и молодой умелец Андрей по мастерству не уступает своим старшим коллегам.

Разумеется, кузоватовские умельцы успели рассказать нам о малой толике своих шедевров.

Что же касается видов резьбы, то их существует огромное множество, незнающий человек легко может запутаться в их классификации. Например, есть геометрическая, контурная, полуобъёмная резьба, барельефы, горельефы. Как отметили наши собеседники, каждая работа занимает разное время, инструменты тоже выбирает каждый себе сам. Есть мастера, которые, кроме стандартных стамесок, работают даже пилами, потом практически не требуется прорабатывать детали мелкими инструментами. Перед тем, как начать делать предмет, мастера обычно рисуют эскиз, но в любом случае всегда чувствуют дерево.

Александр Артемьев и "Емеля"

Александр Артемьев и “Емеля”

У каждого мастера свой стиль, свое представление о прекрасном, но дар, данный Богом, фантазия и мастерство каждого превращают простой кусок дерева в подлинное произведение искусства.

Фестиваль в честь учителя

Владислав Тогаев также занимается резьбой по дереву с детства, через всю жизнь он пронес любовь к этому ремеслу. И несколько лет назад задумал провести творческое мероприятие имени Семёна Петровича Сорокина. В 2011 году его проект фестиваля-конкурса стал победителем областного грантового конкурса «Территория муниципального образования как партнер Ульяновска- культурной столицы». Так был проведен форум и фестиваль-конкурс резчиков по дереву «Наследники Сорокина». Но больше фестиваль в чистом виде не проводился из-за отсутствия финансирования. В этом году у Владислава Тогаева есть некоторые планы, но пока он не раскрывает всех карт.

Напоследок хотелось бы отметить, что подобным проектам необходимо оказывать внимание и поддержку на областном уровне. Необходимо помогать умельцам региона сохранять и развивать традиционные народные промыслы как часть российской национальной культуры, воспитывать у  подрастающего поколения интерес к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве.

Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное