Просмотры1662Комментарии0

На пароходе из Симбирска в Заволжье — за 5 копеек

До создания Куйбышевского водохранилища в 1956-1958 годах на Волге было тесно от судов, теплоходов и пароходов, барж и бесконечных плотов, которыми сплавляли вниз по реке брёвна, шедшие на восстановление разрушенного во время войны Сталинграда…

Тесно от разбойников

Собственно, и водохранилища на Волге создавались в немалой степени с тем, чтобы обеспечивать бесперебойное судоходство. До этого Волга была коварной рекой, с быстрым течением и меняющимся фарватером. А когда-то на Волге было тесно от разбойников. Для борьбы с пиратами правительство завело особые суда-гардкоуты – вначале девять, затем 18, 28… Только в 1847 году у Жигулёвских гор в Сызранском уезде Симбирской губернии было ограблено девять судов. Но вдруг на Волге появились неуловимые для пиратских лодок пароходы!

Самые старые пароходы отличало наличие двух внушительных гребных колёс, располагавшихся по центру корпуса. Первый пароход, выстроенный заводчиком Всеволожским, пробежал от Астрахани до Нижнего Новгорода ещё в 1820 году. Скоро их стало восемь, но прослужили они менее десяти лет из-за отсутствия инфраструктуры. Пароходам требовались топливо, оборудованные пристани, затоны для профилактики и ремонта, наконец, соответственно обученный персонал.

Каюты и буфет

Всё стало налаживаться только с появлением «Общества пароходства по Волге 1843 года», которое с 1846 года открыло регулярное пароходное движение по великой русской реке. Общество оборудовало «заведение» для строительства и зимовки пароходов в симбирских пределах — в Криушинском затоне. Обслуживаемый 1500 рабочими Криушинский затон долгие годы оставался крупнейшим промышленным предприятием в крае.

В 1858 году на Волге насчитывалось 70 пароходов. К началу XX столетия волжские воды бороздили почти 1200 паровых судов: пассажирских, товарно-пассажирских, товарных, буксирно-пассажирских, буксирных и служебных.

Летом 1866 года пароходное сообщение связало Симбирск с городскими заволжскими слободами. Капитаном городского паромного парохода стал отставной военный моряк, капитан I ранга Федор Сиверс. Билет в одну сторону обходился в 5 копеек. На пароходе были каюты и буфет, что привлекало публику, желавшую «покататься», благодаря чему пароход ежедневно приносил городской казне от 15 до 100 рублей чистой выручки.

Однако, кроме выгод, пароходное движение порождало и немалые проблемы. Интенсивная вырубка лесов вдоль Волги на дрова для пароходных топок привела к обмелению реки, что вызвало буквально через двадцать лет после начала регулярного пароходства острейший технологический кризис: нарастающая конкуренция требовала увеличения грузоподъёмности и кают для пассажиров.

«Американские» пароходы

Революцию в волжском пароходстве совершил нижегородский предприниматель Альфонс Зевеке – говорят, что его потомки живут в Ульяновске. Он начал строить «американские» пароходы. В 1871-1872 годах Зевеке заказал к постройке три первых двухпалубных грузопассажирских судна по чертежам, купленным в США. Это позволило резко увеличить грузоподъёмность, не увеличивая площади судна. Затем Зевеке стал строить плоскодонные пароходы с единственным гребным колесом, расположенным на корме, в задней части корабля, как в Бразилии. Таким судам были нестрашны волжские мели-перекаты, и они без опасения бегали по реке даже в самые засушливые годы.

Со своими «ноу-хау», вскоре подхваченными и конкурентами, Зевеке, основав «Общество американских пароходов А.А. Зевеке», прорвался в «топ» крупнейших волжских пароходств. Кроме «Общества по Волге», это были компании «Кавказ и Меркурий» и «Самолёт»: поразительно, ведь авиации тогда ещё не существовало.

У каждой компании были собственные цвета. Пароходы «Общества по Волге» имели чёрно-белую расцветку, у «Кавказа и Меркурия» – сплошь белые, у «Самолёта» – розовые, а «американцы» Зевеке – светло-брусничные. Суда «Кавказа и Меркурия» считались самыми быстрыми, комфортабельными и престижными, «американцы» – самыми дешёвыми. «Меркурьевские» капитаны, в большинстве своём отставные военные моряки, щеголяли выправкой и кортиками, «самолетские», напротив, отличались чрезвычайным дородством.

Спасли утопающих

Конкуренция была жёсткой – и даже жестокой. Утром 6 сентября 1877 года, двумя верстами ниже города Сенгилея, шедший в Астрахань пассажирский пароход «Николай Новосильцев» протаранил бежавший навстречу «Наследник Цесаревич» с тремястами пассажирами. При ударе погиб один из членов команды «Цесаревича». Спасая людей, капитан увёл тонущий пароход на мелководье. Виновник столкновения «Николай Новосильцев» даже не остановился.

Но в жизни всегда есть и было место и подвигу. Утром 16 мая 1884 года неподалёку от села Кременки Симбирского уезда буря разбила и выбросила на мелководье лодку-косушку с крестьянами Николаем Синчуговым, супругами Леонтием и Натальей Юфечкиными. Девять часов люди провели в холодной воде. Никто упорно «не замечал» несчастных, пока на реке не показался пароход «Константин Кауфман» — гордость пароходства «Кавказ и Меркурий», один из самых именитых волжских пароходов-«скороходов», развивавший скорость до 24 км/час.

«Видя ужасное положение погибающих людей», капитан Иван Ляховский «тут же поворотил управляемый им пароход к погибавшему судну и приказал бросить чалку, но люди не могли выбрать из воды канат. Между тем пароход ветром опасно понесло в сторону! Но Ляховский вторично приказал повернуть пароход к погибавшим. На этот раз чалка была поймана погибавшими людьми, и таким образом они были спасены».

Ермил ЗАДОРИН.

Источник: Источник
Тэги:#история
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное