Просмотры10270Комментарии0

Десять лет после взрывов в Ульяновске

13 ноября 2009 года в Ульяновске произошло ЧП регионального масштаба. Взорвались боеприпасы на складах Минобороны. Канонада оглушила весь город. Только чудом тогда обошлось без многочисленных жертв. 

Взрывы нарушили жизнь

31-й арсенал Военно-морского флота существовал с 1941 года в Заволжском районе. Там занимались сборкой, хранением, ремонтом и утилизацией различных видов морских вооружений: мин, торпед, снарядов, глубинных бомб и прочего. Никаких происшествий за это время не было.

ЧП случилось в пятницу, 13 ноября 2009 года, во второй половине дня. В городе разразилась серия мощных взрывов. Сначала никто не помог понять, что происходит. По городу пронеслась волна самых нелепых слухов — от сотни погибших при пожаре до диверсии на складах боеприпасов.

Лишь через несколько часов появилась официальная информация: «около 16.00 на 31-м военном арсенале во время утилизации боеприпасов произошёл взрыв с последующим возгоранием». На место ЧП прибыли все оперативные службы  города. Территорию близ арсенала оцепили.

А тем временем раскаты взрывов слышны были даже на расстоянии 15 км. Во многих близлежащих домах повылетали стекла. Возникли перебои с сотовой и стационарной связью. Движение по Императорскому мосту и Димитровградскому шоссе перекрыли в обоих направлениях. Вечером властям пришлось срочно открывать новую переправу — Президентский мост и по нему пустить основной поток транспорта. Это немного разрядило обстановку.

По областному радио выступили представители МЧС с настоятельными рекомендациями жителям закрыть форточки и окна и не выходить на улицу.

Тем временем ситуация накалялась. От взрывов в домах продолжали биться стёкла, по всей округе завывали сигнализации автомобилей. Местные жители в испуге покидали свои дома.

Из опасной зоны были эвакуированы более двух тысяч человек. Были спасены 42 военнослужащих, находившихся на территории склада, где произошёл взрыв. Людей вывели из бомбоубежища после того, как пожар частично локализовали. Кстати, эти люди считались без вести пропавшими.

Из рассказов очевидцев:

«В процессе утилизации что-то загорелось, огонь попал на халат женщины-технолога, потом — на оборудование. Через несколько секунд в цехе произошёл хлопок, а затем мощный взрыв. Вспыхнувшее пламя перекинулось на соседние строения воинской части”.

“Рвануло на двух цехах (из пяти существующих). Затем взрывы перекинулись на склады боеприпасов. В домах, расположенных вблизи арсенала, выбило стёкла, ударная волна ощущалась по всему левому берегу Ульяновска и в части Правобережья. Над арсеналом поднялся столб пламени”.

Шойгу не приехал

Сразу же был создан оперативный штаб по ликвидации последствий ЧП. В Ульяновск вылетел главнокомандующий ВМФ, адмирал Владимир Высоцкий. О ЧП доложили и тогдашнему президенту РФ Медведеву, который поручил Минобороны и МЧС “принять все необходимые меры по ликвидации чрезвычайной ситуации”. Кстати, обычно при подобных ЧП одним из главных ньюсмейкеров становился глава МЧС Сергей Шойгу. Однако в тот раз он находился в Венесуэле, где обсуждал перспективы развития сотрудничества.

Местные власти опасались мародёров. Поэтому у каждого дома, откуда были эвакуированы люди, выставили сотрудников милиции. Всего в охране правопорядка было задействовано более тысячи работников органов внутренних дел.

Военная прокуратура начала проверку по факту произошедшего. Возбудили уголовное дело по двум статьям: части 3 статьи 293 («Халатность») и части 3 статьи 349 («Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц”) Уголовного кодекса РФ.

Минобороны и областным властям также пришлось развеять новые слухи и сообщить, что «никаких химических веществ на данном предприятии нет”, как нет и угрозы для дамбы Куйбышевского водохранилища.

11 жертв

В результате ЧП погибло три человека: двое военнослужащих, которые первыми прибыли на тушение пожара, и сотрудница цеха, где началось возгорание. Женщина скончалась в больнице от ожогов.

Через десять дней случилось новое ЧП — при проведении утилизации взорвался грузовик с боеприпасами, предназначенными для вывоза на полигон. Погибли восемь военнослужащих из группы разминирования, двое были госпитализированы.

Всего же во время взрывов на складах сгорело около 120 тонн снарядов. Примерно столько же, по неофициальной информации, было утилизировано позже. Боеприпасы разлетелись на несколько километров от эпицентра пожара: часть из них попала в частные дома и на приусадебные участки. Только чудом никто из горожан не пострадал. Ущерб от ЧП оценили в 200 миллионов рублей. Повреждения получили 450 многоквартирных и более полутора тысяч частных домов, расположенных в непосредственной близости от военной части, а также весь жилой фонд военного городка.

Но всей правды мы, скорее всего, не узнаем, хотя уголовное дело о взрыве боеприпасов довели до суда. Ульяновский гарнизонный военный суд огласил приговор. Наказали трёх бывших работников военного предприятия. Главного инженера Адамова приговорили к пяти годам лишения свободы в колонии-поселении; начальника цеха, где произошёл пожар, Бондаря — к четырём годам, мастера цеха Сыромятникову — к трём годам колонии-поселения. Бондарь и Сыромятникова попали под амнистию 2013 года.

Суд посчитал, что осуждённые не обеспечили безопасность работ при утилизации работниками предприятия боеприпасов, в результате чего произошло возгорание пороха.

Что сейчас?

Корреспонденты «МГ» побывали на территории 31-го арсенала. Воинская часть давно расформирована, и теперь там проходной двор с замурованным КПП.

Территория никем не охраняется. Бывший штаб арсенала огорожен забором. До сих пор на флагштоке висит государственный флаг.

В военном городке продолжают ютиться люди в домах барачного типа.

— А куда нам уходить? — хором говорят они. — Одна надежда на то, что власти дадут новое жилье.

В их домах полно проблем. Главное — сделать капремонт. Но кто его должен проводить, никто толком не знает.

Жители военного городка обращались в администрацию Ульяновска. Они просили улучшить их жилищные условия, отремонтировать или расселить их ветхие дома. В мэрии заявили, что за счёт средств городского и областного бюджетов это возможно сделать, но только в случае принятия жилого фонда в муниципальную собственность. А вот Минобороны молчит. Хотя возможно, что и ульяновские чиновники не проявляют должную активность.

Власти намерены решить проблему через суд — требуют передать на свой баланс 23 квартиры в двух домах по улице Академика Павлова и в девяти домах  по улице Балтийской. Ранее председатель ликвидационной комиссии 31-го арсенала соглашался на предложение администрации, но Департамент имущественных отношений Минобороны не ответил на запросы властей Ульяновска.

Администрация города хочет в судебном порядке признать незаконным бездействие Минобороны, выразившееся в непринятии решения о передаче помещений, исключённых из перечня военных городков Вооружённых сил РФ.

В случае положительного решения чиновники смогут начать работу по признанию жилого фонда аварийным, его капитальному ремонту или расселению. Но весь процесс затягивается, и никто не знает, сколько это будет длиться.

И что получается? Жилье военным не нужно, но отдавать его не торопятся. В итоге жители городка стали заложниками. Они не могут ни продать, ни приватизировать, ни обменять свои квартиры.

…Прошло десять лет после взрывов.

Арсений КОРОЛЕВ.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное