Просмотры5390Комментарии1

В Ульяновской области массово гибнут пчелы. Возместят ли убытки?

Во многих районах Ульяновской области стали массово гибнуть пчелы. Сами пчеловоды связывают это с обработкой полей ядохимикатами. Почему это произошло и будут ли возмещать убытки пострадавшим — в этом разбирались журналисты «МГ».

Трагедия для людей

Мы выехали в рабочий посёлок Игнатовка Майнского района, где в начале месяца массово умерли пчелы. Нас встретили около десяти пасечников. И это была лишь половина пострадавших.

Второго числа мы вышли на свои пасеки и часть пчёл уже погибла, — вспоминает местный пчеловод Николай Сальников. — Пчёлы гибли у всех. У кого-то 10 пчелосемей, у кого-то — 15, а у кого-то — 20.

Зайдя на пасеку Николая, мы увидели не только пустые и полупустые ульи, но и горы трупов павших насекомых. Местные жители также отмечают, что гибель пчёл продолжается и до сих пор.

Одна пчелиная семья стоит примерно пять тысяч рублей. Ущерб только в одном населённом пункте исчисляется сотнями тысяч рублей. А ведь некоторые сельчане брали на развитие своего подсобного хозяйства кредиты в банках. И неизвестно, как им сейчас эти кредиты выплачивать. Ведь продажа мёда для многих была едва ли не основным источником дохода. Упущено и время: на развитие пчелиной пасеки, чтобы пчелы сжились в одну пчелосемью, могут уйти годы.

На следующий день я заехал на ветеринарную станцию. Со мной сначала даже не хотели разговаривать. Но когда я сказал, что буду писать в прокуратуру, меня приняли, — поясняет Николай. — Создали комиссию, которая приехала к нам, взяли пробы пчёл и мёда. А куда их потом дели — неизвестно. Но почему брали пробы только с пчёл? Ведь насекомые погибли после обработки полей. Надо было сразу брать пробы с полей, с техники, чтобы выяснить, чем поля опрыскивали.

Всему виной пестициды?

Сельчане винят во всём аграриев, которые за день до массовой гибели пчёл обрабатывали поля ядохимикатами. И якобы после этой обработки и начался падёж насекомых.

Первого июля опрыскивали поля, которые располагаются вокруг всей Игнатовки, — говорит Сальников. — И в тот день стоял сильный ветер, чуть ли не ураган. Видимо, вся эта отрава и накрыла посёлок.

В Игнатовке такое произошло впервые за долгие годы. Здесь и раньше опыляли поля, но пчёлы тогда не гибли. Поэтому у местных жителей появилась версия, что в этом году использовали новые ядохимикаты, из-за которых якобы умерли пчёлы и птицы (воробьи и тетерева).

Более того, пострадать могли не только животные, но и сами люди. Рядом с опыляемыми полями растёт много ягод, которые местные жители охотно собирают.

Однако местный аграрий Пейзула Ашаханов заявил, что в этом году поля ядохимикатами не обрабатывались. Поэтому и обвинять его в гибели пчёл нельзя.

Мы с пестицидами в этом году вообще не работали, — рассказал «МГ» Пейзула Сайпулович. — Яды мы используем очень редко, и только в тех случаях, когда, например, насекомых-вредителей много. Но в этом году вредителей нет, поэтому и обрабатывать поля ядохимикатами нет необходимости. Мы применяли только бор и монофосфат калия, которые не несут вреда ни человеку, ни животным, ни насекомым.

По словам агрария, на его поля также выезжали всевозможные проверки и комиссии, которые не нашли связи обработки полей с гибелью пчёл.

И такая обстановка не только в Майнском районе, но и в других. И об этой проблеме знают и в Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.

В июне 2019 года в Павловском, Сурском, Цильнинском, Мелекесском и Николаевском районах зафиксирована массовая гибель пчёл (2300 пчелосемей). Были созданы комиссии, которые взяли пробы погибших пчёл на экспертизу. Результаты будут не раньше, чем через 4-6 месяцев. Предварительно основной причиной стало отравление пестицидами, — заявил министр агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Михаил Семёнкин. — Между пчеловодами и аграриями должно быть налажено максимальное взаимодействие.

Не в первый раз

В Майнском районе это уже не первый случай, когда произошёл массовый падёж пчел.

Похожий инцидент случился в этом районе в 2013 году в селе Сосновка. Там якобы после обработки полей у каждого пчеловода гибло порядка 20-40 пчелосемей. Так же, как и в этом году, тогда, по словам местных жителей, гибли не только пчёлы, но и птицы и другие мелкие животные, например, ежи. И даже нескольким людям пришлось обращаться в больницу по фактам отравления.

У меня тогда погибло 40 семей. Но получить компенсацию и найти виновных не удалось. Тогда взяли экспертизу и отправили в Казань. Но провести её не удалось — заявили, что подмор сгнил и экспертиза невозможна, — сетует пчеловод Алексей Иванов (фамилия изменена). — Ничего добиться не удалось. А сейчас даже руки опустились. Они олигархи, как с ними бороться?

Так как доказать связь гибели пчёл с обработкой полей ядохимикатами не удалось, то и добиться возмещения ущерба не получилось. И пчеловоды понесли колоссальные убытки.

Ладно, пусть не возмещают ничего. Но пусть они хотя бы перестанут травить, чтобы в дальнейшем такого не происходило, — говорит пчеловод Сергей Блатников. — Ещё в июне появились первые сообщения о том, что в Сурском районе стали гибнуть пчёлы. Почему же тогда никто из власти не забил тревогу? Надо было приостановить все обработки полей до выяснения причин.

Пострадавшие пчеловоды смогут вернуть свои деньги только в том случае, если вина аграриев, которые обрабатывали поля пестицидами, будет доказана в суде.

Власти часто агитируют население переезжать в сёла и деревни, заниматься сельским и подсобным хозяйством. Но получается так, что все те, кто решится на это, могут в один момент остаться без всего. Да ещё и будут должны деньги банкам, у которых брали ссуды на своё небольшое хозяйство.

К сожалению, в Ульяновской области пока что нет закона о пчеловодстве, который бы строго регламентировал отношения между аграриями и пчеловодами, чтобы впредь подобного не происходило.

Гибнут пчёлы не только у нас. По разным данным, около 30 регионов России пострадало от массовой гибели пчёл. Среди них Курская, Липецкая, Рязанская, Воронежская, Тульская, Брянская, Саратовская, Нижегородская, Пензенская области, Республика Мордовия и другие.

К слову, за 2019 год на развитие предпринимательства в Ульяновской области направят порядка 900 миллионов рублей. Почему из этих средств нельзя выделить несколько миллионов на компенсацию материального вреда пострадавшим пчеловодам?

 Антон Николаев

 

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное