Просмотры707Комментарии0

«Мы лечим зрителей от клоунофобии»

В конце апреля в Ульяновск приезжал московский цирк Никулина. Корреспондент «Молодежной газеты» встретился с его художественным руководителем Владимиром Дерябкиным.

Как проходят ваши трудовые будни?

— Два часа на манеже, а дальше — рутинная работа, обычная жизнь, как и у всех людей: дети, стирка, готовка еды — от этого ведь никуда не денешься. Плюс ко всему репетиции, дома на колесах, которые выходят из строя, требуют внимания. Артист цирка — это универсальный человек, который может варить, сверлить. Берёшь болгарку — и пошёл! На тракторе поработать? Тоже можем!

Какие животные задействованы в представлении?

— В шоу участвуют морские львы. Молодой щупленький мальчик спокойно с ними управляется. Люди орут, когда они «загибульки» всякие делают, по лестнице на носу носятся. Это крутой аттракцион, и его использование в цирке — действительно счастье.

А кто придумывает номера? Как долго они готовятся?

— В цирке много старых номеров, которые несколько переделывают или, как я говорю, «тюнингуют». Это старые номера, которые актуальны по сей день и пользуются успехом. Как, например, песня «Миллион алых роз». Такие «хитовые» вещи есть и в цирке. Один артист поработал, передал другим, они что-то своё привнесли. Так живёт цирк, так живут номера, так и рождается что-то новое. Кроме того, представления в цирке соответствуют современным реалиям, то есть в них используются телефоны, компьютеры, появляются новые световые приборы, новые материалы. Цирк идёт в ногу со временем и не стоит на месте. Это ведь не клоуны с дурацкими носами и глупыми шутками.

Существует ли какой-то лимит выступления, чтобы зрителю не надоело?

— Безусловно, есть лимит. Но если номер интересный и очень смешной (можно смеяться и пять часов подряд, правда?), если народ постоянно хохочет, положительно реагирует, ему нет конца. Пока струна натянута, синтез зрителя и артиста найден, эмоция жива, артист может выступать бесконечно.

Какой номер вызывает наибольший восторг?

— У нас шоу разное эмоционально. Люди — более сентиментальные — даже плачут. Например, в котором участвует смешной клоун с очень грустным, лиричным финалом. И дети им тоже проникаются, да ещё как! Реакции у людей разные. Кто-то пишет, что цирк отстой, а представления ниже среднего. Тем не менее, большинство в восторге, всегда найдутся один-два человека, кому не понравилось, как, например, защитники животных.

А вы как относитесь к их позиции?

— Это люди, совершенно далёкие от понимания того, что происходит в цирке. Безусловно, есть дрессировщики, которые работают с животными и относятся к ним неподобающе. Такое может быть везде. В семье не без урода, как говорится. Однако в нашем цирке такого нет и быть не может априори.

Есть ли место импровизации в выступлениях?

— Доля импровизации минимальна. В цирке всё отрепетировано. Импровизация — это когда что-то пошло не так. К примеру, вышел один артист, а за ним должен выйти второй. Но он не выходит! У него штаны лопнули от пояса до ширинки, куда ему? Тот начинает делать один, вариантов больше нет. А так — всё отрепетировано, столько заложено труда, что всё отрабатывается максимально чётко.

Смешить людей — талант или этому можно научиться?

— Меня этому никто не учил, и я не могу сказать, возможно ли. Думаю, клоуном — комиком — надо родиться. Им не станешь. Да и не каждый человек захочет, чтобы над ним смеялись, нужна самоирония.

В эпоху страшилок с клоунами стало ли смешить людей труднее? Сталкивались ли вы со страхом?

— Конечно, сталкивался, сплошь и рядом. Я с ним не борюсь. Вот, зрители говорят, что боятся клоунов, но после нашего представления вылечиваются от клоунофобии. Впервые узнают, что может быть так. «Всегда думала, что клоуны — это размазанные лица и плоские шутки», — мне часто в личные сообщения такое пишут. Конечно, и дети боятся. Но это зависит от воспитания детей, от их родителей. Наши цирковые дети ничего не боятся.

А какое место в жизни цирковых детей играют гастроли?

— Для них это всё обыденно. Это дети артистов, труппы, у нас даже «грудничок» есть. 90 % из них связывают свою жизнь с цирком. Уже с юного возраста они задействованы в представлениях. Моей старшей 16 лет. Она уже пять или шесть лет ведёт представления. А младшая (ей девять) надрессировала себе козочку и показывает с ней номер в самом начале, пока люди рассаживаются, чтобы был некий «интерактивчик» со зрителями. Так она привыкает к зрителю, к обстановке, к ситуациям.

С чем бы вы связали свою жизнь, если бы не цирк?

— А я много чего могу. Варить, пойти в дальнобойщики (мы же всю жизнь за рулём, у нас есть все автомобильные категории). Всё, что душе угодно, можно придумать. Мы же, русские люди, очень талантливые и разносторонние, можем даже в музыку пойти, колеса поменять. Работы не боимся, живём этим. Мы ведь почти в полевых условиях находимся — всё с собой.

Говорят, что люди, которые смешат других, на самом деле глубоко несчастны.

— Я полностью счастливый человек, у меня прекрасная семья, любимая работа, что немаловажно. А трудности, невзгоды — они везде есть. В целом, я счастлив и рад, что моя жизнь сложилась так. Я в ней живу и купаюсь.

Беседовала Анна АЗАНОВА.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное