Просмотры2671Комментарии5

Почему ульяновцам сложно найти работу?

Тема поиска  прибыльный работы  неизменно  вызывает  ожесточенные споры и горячие дискуссии. Многие утверждают, будто   устроиться на хорошую (да и вообще на какую-либо) должность немыслимо сложно,   Росстат же   уверяет,  будто средняя заработанная  плата в Ульяновске  – от 27 000, что вызывает сомнения  у горожан.

Недавно мы  писали о том, какая работа, возможно,  принесет вам доход от 100 000 .

Попробуем теперь рассмотреть некоторые причины, по которым ульяновцам сложно устроиться. Попросили специалиста –  нашу землячку  Анастасию Бубнову, консультанта по подбору персонала,  кадровика-фрилансера,  подсказать, как ответить на неудобные вопросы

1.            «Студент,  изыди! Необходим 10-летний опыт работы в 20 лет».

Одна из самых серьезных проблем – вчерашним студентам некуда податься. В соцсетях ходит невеселая шутка, иллюстрирующая завышенные требования работодателей при невысокой зарплате: необходимо и умение укрощать дракона, и 20 лет опыта к 22 годам, и знание множества языков, идеальная внешность, а взамен предлагается стакан кипятка и «комфортабельный» офис напротив психиатрической больницы или морга.

Где студентам приобрести вожделенный опыт, увы,  в капиталистическом мире  ульяновских работодателей не заботит.

В обучении кадров тоже заинтересованы не все. Нужен готовый «продукт».

Некоторые студенты устраивается не по профессии, потому что деньги нужны, а ждать чуда нет смысла, другие уезжают в более крупные города, дабы  «прокачаться» там. Правда, возвращаться потом хочется далеко не всем.

-По возможности студентам надо уже во время учебы подрабатывать, главное – показать, что  в принципе опыт любой работы уже складывается, – говорит Анастасия Бубнова. – Если это не удавалось – не смертельно.  Все, что нужно делать –  это ходить по собеседованиям. Не рассчитывать на большие зарплаты, возможно, соглашаться на короткие стажировки, в резюме указывать малейшие достижения, где проходили практику (это тоже опыт работы), в идеале иметь с  собой рекомендации с практики. Если участвовали в конференциях, были отмечены наградами – пишите. Ваша учеба- это ваша работа! С учетом возраста все это понимают.

2.            «Вы учились на юриста,  почему хотите работать в  банке?».

К сожалению, осознанный выбор (профессии) нам приходится делать в  юном возрасте (по окончании  школы). Некоторые в 16-17 лет уверены в том, чего хотят, иные потом разочаровывается, за третьих все решают родители: «Куда скажем – туда и пойдешь учиться».

Позже трудно объяснить кадровикам, что изменил свое решение, либо и вовсе получил профессию просто потому что нужно. «Даже у дворников должно быть высшее  образование!» – говорят кругом. Это часто становится камнем преткновения.

-Возникает ощущение,  будто ты должен в 16 лет решить, что будешь, например, экономистом, работать только в этой сфере, если свернешь  в другую сторону – все, плакала твоя карьера! – сетует жительница Ульяновска Ольга Богданова,  юрист по профессии, ныне безработная.

Она получила диплом о высшем образовании, но данная  сфера деятельности  больше не кажется интересной или перспективной. ВУЗ Ольга закончила из-за того  что бросать на третьем  курсе было жалко. Вопрос: «А почему ты приобретала  одну профессию, а хочешь работать по другой?» на собеседованиях  ставил  девушку в тупик. Ни один ответ, по всей видимости, не устраивал работодателей.

В итоге  она стала работать администратором в  фитнес-центр, что тоже плачевно сказалось на ее будущей карьере. Позже, когда Ольга делала попытки найти новую работу, кадровики  кривились: «Учились на юриста, работали и вовсе  администратором…». В общем, не цельная личность она, не знает,  увы, чего хочет.

-Отвечать можно честно, – говорит Анастасия Бубнова, – пока получал(а) образование, поняла, что не мое. Или, например, после университета узнал(а) о такой-то профессии, она меня привлекла, понял(а), что именно в этом смогу самореализоваться. На самом деле работодателей слабо волнует соответствие диплома и опыта, вернее, причины этого несоответствия. Главное – это  показать, что и  без корочки у тебя достаточно знаний по текущей профессии, что лучшие знания – это знания “в полях”, на практике, и твой набирающий обороты уже крепкий опыт это доказывает. Если есть пройденные курсы, тренинги по новой, “недипломной” профессии, необходимо обязательно это указать.

3.            В объявлении написано, что нужен  «секретарь\инженер\краснодеревщик», а на деле требуется менеджер по продажам.

Корреспондент  портала и «Молодежной газеты» (то есть, я) несколько лет прожила в Москве, но была вынуждена вернуться в Ульяновск по семейным обстоятельствам. Могу отметить  разительный контраст между вакансиями в столице и в родном городе.  В Ульяновске, увы, в  описании вакансии просто не указывают, что, помимо основных функций, нужно что-либо продавать. Не так важно, кем ты работаешь – секретарем, администратором –  надлежит еще и заниматься  обзвонами\объездами\предлагать услуги. Просто по умолчанию.

Не  берусь говорить, что во всех фирмах есть такая практика (инженеры и IT-шники реже с этим сталкиваются, чем «офисный планктон»), тем не менее, наблюдается часто. Считается, что продавать может и должен каждый. Может быть, полагают,  что офисные сотрудники ничего не делают, так почему бы и не выполнять дополнительную функцию? Только об этом нужно предупреждать  заранее. Не слишком приятно, когда приглашают на какую-то позицию, а выясняется, что основная функция  – ездить на машине, заглядывая в каждый офис, и предлагать услуги и товары компании.

Если вакансии, связанные с продажами, не привлекают Вас, то, безусловно, найти работу будет сложнее.

Впрочем,  догадаться «на берегу», что работа включает в себя и продажи, можно по  словам-маркерам этой сферы деятельности, которые нет-нет, но проскочат в описании – это «коммуникабельность», «желание зарабатывать как можно больше», «энергичность». К чему, допустим, секретарю «желание зарабатывать как можно больше» – откуда бонусы-то возьмутся? Или «коммуникабельность» – краснодеревщику?

4.            «А вдруг вы  в декрет уйдете? Или не родите…».

Женщиной быть неудобно в капиталистическом мире. Нет детей – так себе работник, ибо непременно уйдешь в декрет. Есть – тоже плохо. Не хочешь детей – либо лжешь, что тебя характеризует не с лучшей стороны, или ненормальная, поскольку все женщины обязаны их хотеть.

Как тут ответить?

-Я бы посоветовала говорить то, что хочет слышать работодатель: уходить в  декрет не планирую, хочу работать. А там все равно это дело главное – не иронизировать и не хамить, даже если вопрос не понравится, – комментирует Анастасия.

Лайфхаки  от профессионала

В своем блоге Анастасия Бубнова дает полезную информацию о том, как успешно пройти собеседование.  Вот некоторые советы от нее (выдержки даются с согласия автора):

-Что нужно принести на собеседование?

Свое резюме. Это кажется очевидным, но многие приходят без него, вероятно, полагая, что рекрутер, кадровик или работодатель сам распечатает.
Некоторые это делают. А если нет? Что может быть лучше, чем перестраховаться? Тем более, это покажет вас в выгодном свете: вы умеете моделировать ситуацию и готовиться к ней заранее. Важно распечатать резюме не в одном экземпляре, а в двух, а лучше в трех. Экземпляр вам (вряд ли вы помните резюме наизусть), вашему визави и, возможно, еще одному собеседнику (бывает, собеседование проводит несколько человек). Если резюме не на одной странице, то скрепите листы. Не вкладывайте каждый экземпляр в отдельный файл: зачем тратить время на распаковку и дружно шуршать резюме? Если вы присылали короткое резюме, то с собой возьмите полную версию (для себя), чтобы при детализации опыта, вся информация была перед глазами, и вы могли максимально точно отвечать на вопросы. Как всегда, желаю успешно пройти собеседование и найти работу своей мечты! И конечно, легкого вам понедельника!

-«О себе» – самый странный пункт в резюме

Странный, потому что одному богу известно, что хочет работодатель прочитать в нем. Ода кандидата самому себе? Реальное мнение все равно сложится лишь на практике. Клише “ответственный, креативный, коммуникабельный, стрессоустойчивый…”? А времени своего и кандидата на это не жалко..? Как-то мне сказали, что один работодатель сначала смотрел этот пункт (как человек себя характеризует сам), а потом резюме. Прекрасных странностей много у всех: и у соискателей, и у работодателей. И если вы знаете о такой особенности работодателя и вам у него очень хочется работать, тогда вперед: писать то и как нравится второй стороне. Но не забывайте о креативной подаче. Не пишите формально! Будьте живыми в этом пункте. Некоторые hr’ы советуют писать причины ухода с прошлой работы. Зачем? Уходы – всегда момент тонкий, как в любых отношениях. Не мутите воду. Захотят – спросят при встрече.  Указать свои хобби? Вариант. Только если они сколько-нибудь смежные с работой. Если вы идете на продажника, то декупаж явно не имеет прямой связи (если только свое творчество вы не успешно продаете, понимаете, да?). Указать курсы, которые вы дополнительно прошли? Можно, если отдельный пункт уже не существует в резюме. Если есть – дублировать ни к чему… Можно ли просто этот пункт не вставлять в резюме? Если это не онлайн-форма резюме и там нет знака звездочки * как обязательного пункта, не указывайте. Вас как специалиста “продают” ваши места работы, должностные обязанности и достижения. Поэтому бла-бла-бла всегда можно оставить на встречу, где харизма может раскрыться в полной мере как самое лучшее воплощение пункта “О себе”.

-Странные вопросы

«А если Москву разбомбят, что вы будете делать?». До сих пор до конца не понимаю, почему мой будущий работодатель задал этот вопрос на собеседовании, – пишет Анастасия. – Ну, то есть, примерная логика выстраивалась. Товарищ переживал, что я могу прийти на вакантное место временно, тем более, я приезжая-“понаехавшая”. А ему нужен был долгоиграющий боец, готовый на все, чтобы остаться в Москве и в этой компании. Признаться, я улыбнулась, и сказала (какой вопрос – такой ответ): “Буду разбирать завалы, помогать нуждающимся. Помогу чем смогу”. Вообще собеседование началось с типичных (но все равно неприятных) для женщин-соискателей вопросов: “Когда замуж?”, “Скоро ли планируете детей?”. Понятно, что работодателю хочется быть уверенным в том, что работник   в ближайшее время и не скроется в пеленках от работы, и все равно обсуждать планы на личную жизнь с чужим человеком не очень хочется. Впрочем, такие вопросы похожи на формальность, потому что на них все равно получат те ответы, которые понравятся, независимо от правды. Я все это к тому, что странных, порой гротескных, если не сказать, бредовых, вопросов на собеседовании немало (обращайте на них внимание, это звоночки). Спасает здоровое чувство юмора и небольшой налет цинизма в такие моменты. И главное помнить – если уже на этапе собеседования вы понимаете, что вас ждет “разбор завалов Москвы” и прочее ку-ку, а зарплата или интерес к работе это не компенсируют, смело отказывайтесь от такого “счастья”.

-Какие Ваши слабые\сильные стороны?

[Продолжаем тему каверзных вопросов на собеседовании]

Признаться, мне этот вопрос кажется несколько наивным (хотя добросовестные кадровики и рекрутеры все еще любят его задавать). Это как если бы на свидании или при знакомстве вы сразу в лоб: «Ты хороший? А что хорошего в тебе есть? А что плохого?». Конечно же, тут вам как на духу все и рассказали!  Либо будет вранье, либо кокетство, либо обтекаемые ответы. Собственно, зачастую я замечала, что именно обтекаемо отвечать предлагают те, кто пишут «добрые» советы соискателям. В сухом остатке получается: какой вопрос – такой ответ. Однако некоторая логика в таких вопросах есть. Вашему собеседнику интересно узнать, склонны ли вы к самоанализу, насколько критично можете себя оценивать, можете (и хотите ли) быть откровенным. Мотивация прекрасная, но момент выбран неуместно. Кто при продаже любой продукции или услуги будет рассказывать и о плюсах, и о минусах того, что продвигает? Нонсенс! Вы тоже себя продаете, как ни цинично это звучит!   Поэтому, возвращаясь к вариантам ответа, могу сказать, что кокетство и чувство юмора – самое оно. Когда меня спрашивали про мои минусы и плюсы, я отвечала: «На оба вопроса у меня лично ответ один: трудоголизм! Ответ универсальный, потому что для кого-то из работодателей это минус, для кого-то – вполне себе такой увесистый плюс». Вроде бы и на вопрос ответила, и в то же время никак себя не дискредитировала (трудоголиков любят всегда!). Правда, был случай, когда кадровик оказался дотошнее, чем я предполагала: «А если серьезно ответить?» «Фу, зануда», – подумала я. «А если серьезно, то из сильных сторон высокая работоспособность, умение эффективно работать в условиях форс-мажора, честная и полная отдача рабочему процессу и результативное стремление к целям. А вот среди слабых сторон могу отметить дотошность. Просто, чем более детально я знаю и понимаю задачу, тем лучше я ее выполняю». Посыл, я думаю, ясен. Вы снова себя нахвалили, а в минус занесли ту черту характера, которая опять же не воспринимается однозначно плохо или однозначно хорошо.

Напоследок Анастасия дает совет читателям: «Всегда возможность найти лучшее! Поэтому, если сейчас вы на перепутье, меньшее, что должно вас останавливать – это страх и волнение. Реагируйте только на реальные внятные аргументы при принятии решения. Дерзайте!».

 Виктория Румянцева

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное